В Госдуму внесена очередная идея взимания транспортного налога. Его
предлагают включить в стоимость топлива на бензоколонках. Сейчас же размер
транспортного налога вычисляет налоговая инспекция, исходя из мощности
машины и региональных коэффициентов. Оплачивают же его сами автомобилисты по
квитанциям. Кто выиграет от новой системы? И реально ли на нее сейчас
перейти? Ответы на эти вопросы искал корреспондент радио <Вести ФМ> Сергей
Гололобов.
На первый взгляд - все просто. Больший налог платит тот, кто больше
потребляет бензина и чаще ездит. С мощностью машины тоже есть прямая связь:
сотни лошадиных сил - это, как правило, отличный топливный аппетит, как
следствие, высокий налог. Вроде бы, все логично. И во многих развитых
странах принята именно такая система налогообложения, напоминает лидер
движения автомобилистов <Свобода выбора> Вячеслав Лысаков.
<Америка, Германия, Китай перешли на эту систему. Больше ездишь - больше
платишь, меньше ездишь - меньше платишь. Плюс для регионов - транзитники
покупают топливо в этом регионе, разбивают дороги, а платят налог по месту
регистрации своего транспортного средства. А здесь все деньги будут идти в
регион>, - считает Лысаков.
Включение транспортного налога в цену бензина особенно выгодно людям
небогатым. Например, пенсионерам, многие из которых ездят на своей машине
чуть ли не два раза в год - на дачу и с дачи. Сейчас они платят столько же,
сколько и те, кто круглосуточно бомбит на тех же <жигулях>. Также новая
система выгодна тем, кто вообще не ездит, говорит аналитик компании
<Финамавто> Алексей Захаров.
<У нас в стране сотни тысяч машин стоят на приколе, но не сняты с учета. Их
владельцы вынуждены регулярно платить налог. Или получать за это проблемы.
Соответственно, это послужит установлением справедливости до некоторой
степени>, - замечает Захаров.
В пользу новой системы говорит и один из недостатков системы нынешней. А
именно - принятая практика, когда квитанции автомобилистам присылают по
месту регистрации машины, отмечает Вячеслав Лысаков.
<Сейчас этот налог, а это около 50 миллиардов рублей, собирают наполовину.
Половина не платит, фискальный аппарат не срабатывает, многие не живут по
месту регистрации и так далее. То есть платит практически половина>, -
рассказывает Лысаков.
По существующей сегодня практике, квитанции автомобилистам присылают весной.
Полгода они платят, весь объем денег поступает в бюджет региона уже осенью.
Затем начинаются согласования и тендеры, в результате к ремонту дорог
приступают в декабре. Положенный в снег и жижу асфальт к весне благополучно
разбивается, а освоение денег начинается сначала. С новой системой
налогообложения такая практика будет исключена, уверен один из разработчиков
законопроекта, депутат Госдумы Максим Рохмистров.
<Здесь субъект может спланировать поступление денежных средств. Весь год,
каждый месяц они будут поступать небольшими суммами по сравнение с тем, как
они сейчас поступают. И это уже не будет представлять интереса для
нечистоплотных на руку коммерсантов, чтобы они придумывали какие-то схемы
увода этих небольших сумм>, - поясняет Рохмистров.
В связи со всеми этими мнениями сразу возникает вопрос. Если все так
очевидно, почему до сих пор не перешли на новую систему? Да потому, что
переход этот весьма дорог и для компаний-владельцев бензоколонок, да и для
государства, полагает зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей
Макаров.
<Необходим единый компьютерный учет, чтобы данные с каждой заправки (а их в
стране тысячи - они должны быть объединены в единую сеть) сразу должны
попадать в компьютер. Потому что в противном случае, поверьте, у нас очень
хорошие умельцы, которые скручивают данные счетчиков>, - замечает Макаров.
То есть будет неясно, сколько налогов собрано на каждой конкретной заправке
и сколько следует отдать в бюджет. Но отсутствие единой компьютерной базы
бензоколонок - это еще полбеды. Главная проблема, стоящая на пути новой
системы уплаты транспортного налога, это полная непрозрачность цен на
бензин. Фискальные органы точно не знают, чего и сколько заложено в эту
цену, говорит Алексей Захаров.
<Я подозреваю, что уплата транспортного налога через бензин просто послужит
очередным витком махинаций с ценами. Цены задерут, причем не на величину
транспортного налога, а как бог на душу положит. Потому что пересчитать ее
крайне сложно. И на всякий случай ее просто сделают побольше>, - утверждает
Захаров.
А вот Максим Рохмистров уверен, что предлагаемая система налогообложения,
наоборот, снизит цены на бензин.
<Сейчас чиновникам налоговой службе все равно, сколько стоит бензин на
заправке. А здесь появляется заинтересованность, чтобы заправлялись у них не
только местные жители, но и соседи. В случае принятия этого законопроекта,
стоимость бензина будет находиться в сфере внимания законодательных и
исполнительных органов субъекта, - поясняет Рохмистров.
В конце прошлого года группа депутатов уже предлагала включить транспортный
налог в цену топлива. По расчетам, цена должна была возрасти на 3-6% в
зависимости от региона. Или в среднем на 53 копейки за литр бензина. Но та
депутатская инициатива не прошла. Сейчас - вторая попытка.