Причины известны: недостаток смазки на направляющей выжимного подшипника, а также на втулках, в которых вращается ось вилки сцепления. Для смазки требуется снятие КПП, цена работы – порядка $100-120.
Естественно, хотелось бы придумать более простой и менее затратный метод решения проблемы.
При пробеге 40 тыс.км я оплатил разборку КПП и смазку деталей привода сцепления. Поинтересовался, надолго ли хватит, ответ был – «Ну, тысяч на 30». Однако уже через 18 тыс.км опять начал появляться противный скрип.
Я уже было решил разориться на $120 на следующем ТО, как на глаза мне попался «За Рулём» №4 за 2007г. Оказалось, что похожая проблема характерна для ВАЗ-2110: сцепление тяжелеет (но не скрипит!) по тем же причинам. В качестве решения проблемы предложено просверлить отверстие в пластиковой втулке, в которую входит ось вилки сцепления. Через это отверстие можно подать смазку на верхнюю втулку оси вилки, а на нижнюю втулку масло потечёт самотёком.
На Рио такой фокус трудноосуществим, т.к. ось входит в корпус через небольшой сальник, доступ к которому затруднён. Но у меня появилась другая идея: т.к. сальник вряд ли очень герметичен, можно попробовать подать смазку через неплотности сальника. Таким образом смажется верхняя втулочка, возможно, и до нижней смазка дойдёт. На направляющую выжимного, конечно, смазка не попадёт – но, возможно, положительный эффект всё же будет.
Для доступа к оси вилки сцепления следует открутить крепёж воздухозаборника (гайка и винт на 10, работы на 5 минут) и на время загнуть его в сторону – чтобы не мешал. Пространство рядом с входом оси в корпус КПП я, насколько смог, очистил от грязи и остатков смазки – при этом получается углубление, куда можно налить немного масла. Наиболее текучей является синтетика – её я и использовал (правда, моторного масла у меня не было, взял масло для КПП). «Проникающие» смазки типа WD-40, ИМХО, лучше не использовать – будет кратковременный эффект, скорее эта WD-40 смоет остатки смазки.
В общем, в эту ямку возле оси вилки я наливал масло, многократно нажимал на педаль сцепления, ездил, позже – повторял. Процедуру я повторил 4-5 раз в течение 3-4 дней. С того времени прошло более месяца, пробег – более 2300 км. Ездил и в +20, и в мороз (апрель выдался на славу), и по трассе, и в пробках.
Итог: скрип прекратился – это факт объективный. Субъективно – сцепление стало несколько легче, хотя измерить силу нажатия мне нечем, и я за это не поручусь. В любом случае, сцепление не «тяжёлое». Не уверен, что такой метод лечения поможет всем – но у меня некоторый положительный эффект есть. В общем, на ТО-60 тыс.км снятие КПП для смазки не потребовалось. Не знаю, надолго ли хватит эффекта – обязательно отпишусь.
Благодарю за внимание всех, у кого хватило сил дочитать сей опус
