. «За китайцев предлагали 40 млн евро». Кто и зачем заваливает футбол деньгами?
Владислав Воронин с помощью трех журналистов, живущих в Китае, составляет гид по самой богатой лиге зимы.
Почему Китай так шумит?
Первый фактор – доминирование «Гуанчжоу Эвергранд», который мощно потратился еще в 2011-м. Аргентинский полузащитник Дарио Конка получил гигантский контракт на 15 миллионов долларов в год, причем во всем мире больше тогда зарабатывали только Месси и Роналду. Впоследствии «Эвергранд» пять раз подряд стал чемпионом Китая, и клубы с особенно амбициозными и богатыми владельцами теперь стараются сократить отставание. «Гуанчжоу Эвергранд» как раз не разбрасывается деньгами – все сумасшедшие суммы не жалеют их будущие конкуренты.
«В этом году на рынке впервые очень активны 5 или 6 команд, у кого-то новый мощный спонсор, как у «Цзянсу Сунин», купившего Рамиреса и Алекса Тейшейру и готовящегося к Азиатской лиге чемпионов, кто-то, как «Хэбэй Чайна Форчун» (Жервиньо, Лавесси), только вышел из второго дивизиона и хочет сразу бороться за что-то серьезное», – рассуждает журналист Брэндон Чемерс, который переехал в Китай в 2007 году.
Главный редактор сайта Wild East Football Кэмерон Уилсон настаивает, что это еще не все. Трансферный взрыв произошел из-за наслоения внутренних предпосылок (доминирование «Гуанжоу Эвергранд») на политический бэкграунд: «Китайские клубы вообще не зарабатывают, так что большой бизнес просто содержит футбол. Он делает это, чтобы угодить властям – как на местном уровне, так и на государственном».
«Бизнесмены рассматривают вложения в футбол как хорошие инвестиции – и даже если не в плане потенциальной отдачи, то уж точно в плане «гуаньси» (китайский термин, который в России легче всего адаптировать словами «связи» и блат»). Без хороших отношений с властями у них нигде ничего не получится», – отмечает корреспондент South China Morning Post Джеймс Портеус.
Кто сильнее всех влияет на китайский рынок?
Интернет-гигант Alibaba – даже не из-за 50-процентой доли в «Гуанчжоу Эвергранд», которая была куплена за 192 миллиона долларов, а из-за намерения перевернуть всю спортивную экономику Китая. В сентябре 2015-го Alibaba создала дочернюю компанию Alisports, которая планирует заставить 500 миллионов китайцев регулярно и серьезно заниматься спортом, болеть за какие-нибудь команды или фанатеть от отдельных игроков. Для этого Alisports наняла команду топ-менеджеров, запускавших первый серьезный китайский спортивный телеканал, и привлекла интернет-компанию Sina Corporation (ей принадлежит популярнейший Weibo – китайский аналог Twitter).
Политический мотив понятен, выгода компании – тоже. Когда эти 500 миллионов человек очень полюбят спорт, они будут покупать море сопутствующих товаров и мерчандайзинговую продукцию. Кроме того, Alisports готова организовывать крупнейшие турниры и модернизировать продажу билетов. Если все получится – всем конец.
За первые четыре месяца работы Alisports договорилась о покупке медиаправ на НФЛ, стала спонсором клубного чемпионата мира по футболу и подписала партнерские соглашения с международными ассоциациями баскетбола и бокса.
«В Китае сейчас самый привлекательный спортивный рынок, в ближайшем будущем сюда захотят приехать все. Ситуация очень похожа на то, что происходило 30 лет назад в бизнесе, когда в Китай пришел иностранный капитал. Только теперь сюда отправятся главные звезды. Мы просто хотим с помощью различных инструментов в интернете дать экономике толчок – и потребление спорта пойдет вверх взрывными темпами», – сказал генеральный директор Alisports Чжан Дачонг в интервью South China Morning Post.
В ближайшее время Alisports хочет подписать еще несколько стратегических партнерских соглашений с международными федерациями, клубами и игроками. Именно это Чжан Дачонг уже обсуждал со всемогущим агентом Жорже Мендешем и его клиентом Жозе Моуринью в январе. Встреча прошла в Шанхае.
Что? Жорже Мендеш и здесь?
А вы как думали – у главного бизнесмена современного футбола отличное чутье. Еще осенью 2015-го он стал партнером одного из богатейших людей Китая Гуо Гуанчана (11-е место в рейтинге Forbes, состояние – 5 миллиардов долларов). В обмен на помощь китайскому футболу Мендеш добился инвестиций в одну из своих компаний.
«Жорже Мендеш – лучший партнер, он очень нам поможет, его опыт будет очень полезным для нашей индустрии. Вскоре футболисты и китайские болельщики станут свидетелями его могущества», – сказал Гуанчан в ноябре, а спустя пару месяцев Джексон Мартинес переехал в Китай за 42 миллиона евро.
«Рад помочь Китаю стать новой футбольной мировой державой. Твердо верю в то, что у нас все получится», – добавил Мендеш.
Китайский лимит на легионеров (5 иностранцев в заявке на сезон, при этом один из них – из Азии, на поле – максимум 4) – это проект политиков, которые защищают своих игроков?
Брэндон Чемерс: «Нет, это не связано с политикой, такие правила действуют по всей Азии. Даже в местной Лиге чемпионов разрешено выпускать только 4 иностранцев – трое могут быть из любой страны, еще один – из Азии».
Главный редактор Wild East Football Кэмерон Уилсон настаивает на том, что политического давления достаточно и без лимита: «В Китае все связано с политикой. В прошлом году объявили, что федерация футбола больше не будет зависеть от государства, но мне крайне сложно представить, что здесь что-либо может не зависеть от властей».
Если есть лимит – значит, и цены на местных игроков завышены?
О да. Внутренний рынок уже перегрет: сборная Китая слабая (на двух из трех последних Кубов Азии она даже не выходила из группы), поэтому талантливых игроков слишком мало, и клубы совсем не хотят их отпускать, ведь каждому надо выпускать на поле 7 китайцев. В итоге любой более-менее приличный игрок стоит в несколько раз дороже, чем должен.
Например, недавно «Шанхай Шеньхуа» заплатил более 12 миллионов долларов за Би Цзиньхао – 25-летнего игрока, который провел один матч за сборную, никак не проявлял себя в нападении и только в прошлом сезоне начал играть защитника.
«Некоторые клубы предлагали за игроков сборной Китая около 40 млн евро, и эти предложения были отклонены. А так как усилиться на домашнем рынке невероятно трудно, клубы тратят все деньги за границей», – отмечает журналист Брэндон Чемерс.
По данным Yutang Sports, за премьер-лигой регулярно следят 170 миллионов китайцев.
Брэндон Чемерс: «Большинство болельщиков предпочитает игнорировать чемпионат, так как считает его уровень не очень высоким. Вместо китайских команд они смотрят европейские лиги – понятно, что популярнее всего топовые команды из Англии, Испании, Германии и Италии, за них болеют очень многие. У некоторых сказывается сила привычки, и они смотрят серию А и бундеслигу из-за того, что в конце 80-х – начале 90-х матчи оттуда начали показывать в Китае в первую очередь. Кстати, в середине 90-х китайский чемпионат был очень популярен, но после скандалов с договорными матчами в начале нулевых многие посчитали, что местный футбол слишком грязный».
Тогда почему телеправа на следующие пять сезонов продали почти в 20 раз дороже, чем они стоят сейчас?
Корреспондент South China Morning Post Джеймс Портеус: «Сделку провернула инвестиционная компания CMC Capital, которую поддерживает государство. Чтобы вы понимали масштаб: раньше они вместе с CITIC Capital за 400 миллионов долларов приобрели 13 процентов группы компаний, которой принадлежит «Манчестер Сити». Да, за телеправа сильно переплатили – с целью поднять китайский футбол и хорошо выглядеть в глазах главных политиков».