
Нас встретил улыбчивый менеджер Двожак с переводчицей Александри и для начала представил завод в цифрах: строительство было начато в апреле 2004 года, первый автомобиль сошёл с конвейера в сентябре 2006, а к декабрю завод вышел на проектную мощность, собрав к новому году 5015 автомобилей.
В этом году они планируют собрать 270 тысяч автомобилей. Сам завод размером 2 км на 900 метров. Так он выглядит с высоты птичьего полёта летом

На этой площади разместились цеха Киа (красного цвета на схеме) по производству двигателей, штамповки, сварки и покраски кузовов, окончательной сборки а/м, производственные мощности завода Mobis (синего цвета, они собирают многие узлы для Киа), трасса для тестирования готовых автомобилей, ж/д платформа для погрузки а/м в вагоны, громадная парковка для готовых а/м. Главный покупатель Россия


После презентации мы отправились смотреть как же рождается Киамобиль.
Всё начинается в Штамповочном цехе Press shop.

Сюда привозят сталь в рулонах (такая катушка может весить до 20 тонн). Потом из неё нарезаются, штампуются панели кузова.

Готовые панели по монорельсовому транспортировщику отправляются на склад.

Одновременно можно изготавливать панели для 8 кузовов, норма 5. Сегодня завод изготавливает Kia Sportage , Kia Ceed и Hyundai ix35. Для изготовления любой панели необходимо 4 операции, что занимает 16 секунд. Уровень автоматизации поражает. Людей в этом цеху практически нет. Только операторы пресс-машин, водители каров и дефектовщики. Да-да, не смотря на новейшее оборудование случаются и дефектные детали.

Они отставляются в сторону, дефекты маркируются и отправляются на ремонт. То, что видели мы в роли «дефектных деталей» отечественный автопром скорее всего пустил бы в дальнейшее производство с диагнозом «предельно-допустимые отклонения», некоторые вмятины толком и не видно невооружённым взглядом, но датчики видят всё. Панели штампуются со скоростью 5 миллионов панелей в год, и штампуются сериями по 700 штук, после чего меняются пресс-формы.

Отсюда готовые панели через автоматический склад (на 7000 единиц) попадают в цех Сварки кузовов Body shop. Тут вообще людей не видать. Мы встретили только одного рабочего. В этом цеху все напевали старую советскую песенку
«До чего дошёл прогресс. Труд физический исчез.
..............................
Вкалывают роботы. Счастлив человек!»




Всё делают роботы, их тут самая большая концентрация – 320 штук, уровень автоматизации 100%. Экскурсовод постоянно ругалась, чтобы мы были аккуратнее и не лезли близко к роботам с вопросами. Неделю назад один особо ретивый журналист вспышкой ослепил датчик и пришлось останавливать конвейер для отладки оборудования. Войну за порабощение человечества роботы начнут вот с такого цеха.

Отсюда готовые кузова с дверьми по конвейеру уезжают в покраску Paint shop

Туда нас к сожалению не пустили







Параллельно в агрегатном цехе Engine shop изготавливаются двигатели: бензиновые (1.4л, 1.6л и 2.0л) и дизельные (1.6л и 2.0л), туда нас тоже не пустили






Кузова между цехами перемещаются по конвейерной ленте по застеклённым тоннелям.

Самый большой цех – Сборочный Assembly shop! На площади в 100 000 метров квадратных выполняется 1100 операций, в одной смене 500 человек (всего две смены). Тут лично меня ждало самое большое удивление



Нет никакой серийности. Машины собираются одновременно. Нет такого как на автовазе: утром собираем ладу калину, после обеда ладу приору. На каждом автомобиле висит комплектационный лист, согласно которому её и собирают.

На некоторых постах стоят сканеры с мониторами. Считав штрихкод с наклейки на борту работник проверят всё ли нужное поставили на конкретный автомобиль. В этом месте и понимаешь девиз завода: Качество, Продуктивность, Приспосабливаемость. Здесь пустой кузов и превращается в автомобиль. Тут практически всё устанавливается руками.




Роботы вклеивают стёкла, устанавливают переднюю панель в сборе и ставят двигатель с подвеской.



После роботов специально обученный человек фиксирует всё установленное роботами. Роботы тут используются только при установке тяжёлых элементов. Сильно поразила чистота и порядок. Полы везде блестят, большинство работников в белых перчатках и белых футболках. В цехах тепло как дома. Создаётся впечатление, что тут изготавливают микроскопы или медицинское оборудование, ну никак не автомобили. Мусор встречается только там где ему положено встречаться – на конвейере.

По всему заводу висят вот такие патриотические плакаты


На последнем участке конвейера автомобили заправляют жидкостями протирают всё до блеска и готовый автомобиль съезжает на первую свою парковку


Итак через 16 часов с момента резки стали и штамповки панели кузова эта панель съезжает с конвейера в составе готового автомобиля!! Всего через 16 часов! И так происходит каждую минуту. Автомобиль в минуту – вот производительность завода сегодня

На обеде Двожак и ещё два инженера (один по качеству готовой продукции, второй по послепродажному сопровождению) отвечали на вопросы. Главным вопросом было «Почему же качество собранных авто в Калининграде отличается от того, что мы видели на заводе?». На деле, машины сходят с конвейера полностью собранные и перевозятся за 20 км в фирму, которая их частично разбирает и отправляет в Россию. Сборка у нас включает всего 20 операций. И даже тут наши умудряются накосячить

Зарплаты на заводе у рабочих всего 500-700 евро. Обеды платные, но из полной стоимости обеда в 2.7 евро, рабочий платит всего 60 центов, остальное доплачивает завод. Завод работает 5 дней в неделю, один раз в год производство останавливается на 2 недели для профилактики оборудования. На сколько мы поняли для Словакии - это очень неплохой расклад. Всего завод дал работу 10 000 человек.
После этого нас повезли на тест-драйв, но об этом чуть позже

Закончим с производственным процессом.
Как я и говорил выше часть узлов изготавливается и собирается на заводе Mobis.
Обстановка на заводе Мобис координально отличается от завода Киа. Если на Киа всё размеренно-умеренно, то тут настоящий муравейник. Завод работает в три смены и собирает двигатели (навешивает на них всё оборудование), приборные панели, передний и задний бампера с приборами освещения, подвески и много чего ещё по мелочи.










Тут все операции делаются вручную. В конце каждого маленького конвейера есть стенд диагностики готового изделия. На этом, к примеру, диагностируется вся «морда»



Как только по каждому параметру система ответит «ОК» и выдаст «GOOD» конвейер поедет дальше и отправит готовую панель на склад, откуда её на грузовике отвезут на завод Киа.
На этом же заводе штампуются и красятся пластиковые детали и ПВХ покрытие на них.





Итак тест-драйв :D .
Многих очень беспокоил этот момент. В программе на сие мероприятие было выделено всего 20 минут. Группа 14 человек и отдельные беспокоились за возможность опробовать лично чудо-автомобиль. Но все мы были приятно удивленны, когда приехали на трассу для тест-драйва

(тут кстати, проходят обкатку все автомобили выезжающие с завода) где нас ждали 13 автомобилей Kia Sportage различной комплектации и один Kia Ceed (его тестировал Антон, представитель Сид-клуба)

Мне достался двухлитровый бензиновый красавец в не самой дорогой комплектации




Управление всё интуитивно понятно, какая кнопка что включает или выключает. Водительское пространство довольно-таки просторное, мне кажется тут свободно себя будут чувствовать рослые люди. А вот заднему пассажиру придётся туго при высоком водителе


В остальном салон светлый и кажется просторным. Разобравшись с ремнём безопасности (мешала плёнка на кресле) мы отправились покорять трассу (мы, т.к. со мной была пассажир






Вопросов после посещения завода осталось главных два: где взять денег на новый Sportage, и почему у нас в стране не могут делать автомобили такого качества? Ведь если посмотреть фотографии с того же ВАЗа то там практически такое же оборудование, а вот готовая продукция оставляет желать лучшего………
PS: Хочу сказать огромное спасибо всем на форуме, благодаря кому я поехал на завод. И отдельное спасибо КМР за предоставленную возможность посетить завод. подробности неофициальной части визита и все приключения в дороге выложу в отдельной теме

PPS: сслыко на альбом с фотками на радикале http://www.radikal.ru/users/ganduras/slovakia