При формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год кабинет министров должен будет учитывать бюджетные ассигнования для предоставления субсидий новому движению.
Обеспечивать взаимодействие органов исполнительной власти РФ, местного самоуправления с "Российским движением школьников" будет "Российский детско-юношеский центр". Центр будет создан при Федеральном агентстве по делам молодежи.
Организацию создадут во всех регионах
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что его ведомство окажет необходимую помощь в создании "Российского движения школьников".
"Российское движение школьников" будет иметь очевидный позитивный аспект, играя важнейшую роль в одной из главных задач системы образования — воспитании и социализации учеников. Это необходимая инициатива, и министерство готово оказать всю необходимую подготовительную и методическую помощь в организации такого движения во всех регионах России", — сказал Ливанов, которого цитирует пресс-служба Минобрнауки.
Не медвежата "Единой России", а внепартийное движение
В "Единой России" поддержали создание Российского движения школьников. "Я искренне рад этому решению президента. Это абсолютно правильное решение", — заявил "Интерфаксу" в четверг замсекретаря Генсовета партии, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев.
Он заметил, что его трудовая биография началась с работы старшего пионервожатого в школе, и он помнит, "насколько это было важно".
По его словам, сегодня фактически нет организации, которая напрямую занималась бы детьми, молодежью. "Есть молодежные партийные организации — с 14 лет", — добавил он. Однако той структуры, которая была прежде, куда могли прийти дети до этого возраста — с 10 лет, сегодня не существует.
Да, полагает парламентарий, тогда "идеологический подход был неверен, но верен был возрастной педагогический подход".
Сегодня крайне важно, чтобы у нас появилось движение для школьников, и оно базировалось бы на патриотических началах, считает Исаев.
Что очень важно, добавил парламентарий, речь идет о создании непартийной организации: "Это не пионеры у коммунистов, это не юные медвежата "Единой России"; это внепартийное движение".
КПРФ: сегодня комсомол — это оппозиция
"Российское движение школьников", созданное указом президента РФ Владимира Путина, нельзя считать модернизированным комсомолом, так как эта организация в свое время выросла на идеях, сегодня разделяемых оппозицией, сказал "Интерфаксу" в четверг первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.
"Что касается дня комсомола, который совпал с выходом Указа, то я не стал бы искать параллели", — сказал Мельников. Он отметил, что "комсомол вырос на идеалах Великого Октября, это была идейная организация".
"В обществе, где есть олигархи и 22 млн официальных бедных, комсомол есть и будет в оппозиции", — считает политик.
В целом же он считает, что "любая организация, оргструктура на этапе воспитания детей — это хорошо, это элемент обучения, что такое жизнь, что такое коллектив, что такое ответственность".
"Новому поколению нужна прививка от того ультра-эгоизма, с которым выросли многие нынешние 20-летние", — заявил Мельников.
Комсомольская эстафета
В советских школах существовали детские и юношеские организации октябрят пионеров и комсомольцев. Они появились после революции 1917 года. Первым был образован Российский коммунистический союз молодежи (комсомол). Это произошло 29 октября 1918 года, то есть ровно 97 лет назад.
В 1924 году РКСМ было присвоено имя Владимира Ильича Ленина, а в 1926 году он был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). Вступить в комсомол могли школьники в возрасте 14 лет. При приеме они получали комсомольский значок и членский билет. В 1991 году ВЛКСМ был распущен.
19 мая 1922 года комсомольская конференция приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов, куда принимались школьники 9-14 лет.
Вступивший в пионерскую организацию давал торжественное обещание пионера Советского Союза. Ему вручали красный пионерский галстук и пионерский значок. Текст обещания в 1970-х гг. можно было увидеть на обложке школьных тетрадей. Пионерские будни заключались в сборе макулатуры, металлолома, занятиях в кружках, поездках в пионерлагеря, помощи младшим школьникам, шефстве над пожилыми и инвалидами.
Октябрята в СССР появились позже, в 1923-1924 гг. Это были ровесники Октябрьской революции, дети 7-9 лет. Они учились в младших классах и объединялись в октябрятские звездочки по пять человек. Им вручался значок в виде звезды с портретом Ленина в детстве.
Пионерские и октябрятские организации прекратили существование в том виде, как это было в СССР, в 1991 году.
Ливанов: раньше была идеологизация, но был и позитив
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов ранее заявлял, что поддерживает появление общественного движения школьников в России с учетом опыта прошлого. Вместе с тем министр отмечал, что советская пионерия и движение октябрят, по его мнению, имели существенные издержки.
"Что касается общественных организаций — мы все, наверное, были октябрятами, потом пионерами, комсомольцами — можно к этому по-разному относиться. Мы понимаем, что была определенная система воспитания и социализации молодых людей, и, в общем, она свою задачу, может быть, с определенными издержками, выполняла", — заявлял Д.Ливанов он на встрече с журналистами в середине октября.
По словам министра, "конечно, там была сильная идеологизация, прессинг, иногда политизация всего этого". "Но, тем не менее, это имело совершенно очевидный позитивный аспект", — считает глава Минобрнауки.
Он отмечал, что считает неплохой мысль об общественном движении школьников в России, но подчеркивал, что такое движение должно быть грамотно организовано и интересно для детей.
"Здесь я считаю, что если у нас, например, появится общественное движение школьников, которое будет вне школы, это было бы неплохо, но вопрос в том, чтобы это было организовано профессионально, чтобы это действительно было интересно для детей, чтобы это приносило им пользу и выполняло ту задачу, которая стоит перед министерством образования. То есть социализация, воспитание, что очень важно", — отмечал министр.
По его словам, школа не может в одиночку нести ответственность за социализацию и воспитание детей, и отметил, что общественные организации могут подключиться, например, к обучению школьников правильному поведению в интернете.