ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ, РАЗМЕТКА, СВЕТОФОРЫ
Введение
Безопасности дорожного движения зависит не только от мастерства водителя и его автомобиля, но и от технических средств, таких как светофоры, дорожные знаки, разметка, которые регулируют дорожное движение. От состояния технических средств их повреждений, поломок, неправильности нанесения или установки зависит безопасность дорожного движения, а иногда и жизни людей.
Существует 2 ГОСТа, которые регламентируют установку дорожных знаков и светофор и нанесение разметки, а также ремонт и замену данных технических средств, это:
- Государственный стандарт РФ ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения»
- Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
В данных документах изложены следующие основные положения:
- все технически средства, светофоры, дорожные знаки должны иметь четкую направленность для водителя, быть чистыми, с неповрежденным покрытием,
- все технические средства должны быть установлены (нанесены) так, чтобы однозначно могли трактоваться и распознаваться участниками дорожного движения,
- технические средства не должны закрываться какими-либо препятствиями и должны быть видны в любое время суток, как в светлое, так и в темное,
- после ремонтных работ временные знаки или разметка должны быть убраны в течение суток после окончания ремонтных работ,
- высота дорожных знаков вне населенных пунктов должны быть от 1.5 до 2.2. м., а в населенном пункте от 2 до 4 м.
- в одном месте может устанавливаться не более 3 знаков, не считая табличек,
- знаки, расположенные друг за другом, должны устанавливаться вне населенного пункта на расстоянии 50 м. друг от друга, в населенном пункте на расстоянии 25 м. друг за другом,
- если на дороге с двумя и более полосами в одном направлении из-за большегрузного транспорта не возможно своевременно увидеть знак, то необходима установка дублирующего знака,
- устранение неисправностей технических средств организации дорожного движения должно быть произведено в течение 3-х суток, а знаки приоритета и светофор должны быть исправлены в течение суток с момента обнаружения.
В ГОСТах изложены требования для каждого знака и разметки, в выдержках есть только несколько основных положений. За более подробной информацией обращайтесь к первоисточникам.
В соответствии со ст.10 «Закона о милиции», с пунктом 11 Положения о ГИБДД МВД РФ, контроль за соблюдением требований к техническим средствам дорожного движения возложен на Государственную инспекцию дорожного движения ГИБДД. В отделениях ГИБДД существуют специальные инспектора, которые следят за состоянием данных технических средств и имеют право выдать предписание на устранение повреждений светофоров, дорожных знаков, разметки. Следить за состоянием технических средств входит в обязанности инспектора ГИБДД, а так как обязанности у инспекторов очень обширные и порой руки у них просто не доходят до конкретных действий, предлагаем помогать им в этом. Для этого можно позвонить по телефону доверия ГИБДД (257-11-05 г.Екатеринбург) или направить в районное ГИБДД заявление (образец см. ниже). На телефонный звонок, а тем более на заявление районное ГИБДД обязательно должно отреагировать и дать предписание дорожникам на исправление.
Руководство по пользованию
Каким образом составить заявление, воспользовавшись нашим образцом? В выдержке из документов представлены некоторые пункты соответствия статьям ГОСТов, следует только в заявление вставить местоположение дорожного знака, разметки или светофора, желательно с указанием перекрестка или улицы с ближайшим номером дома и вписать номер статьи ГОСТа, которой не соответствует данное техническое средство. Не забудьте к заявлению приложить схему или фотографии технического средства, несоответствующего ГОСТу. На схеме, кроме самого технического средства, лучше отметить ближайший дом, его адрес или перекресток. Фотографии желательно сделать две – одна из них крупным планом техническое средство, которое не по ГОСТу, вторая – общий план с привязкой к конкретному месту, адресу.
Выдержка из документов ГОСТ 23457-86 и ГОСТ Р 50597-93
Общие положения
Светофоры, дорожные знаки, разметка должны быть видны как в светлое, так и в темное время суток участникам дорожного движения, при этом они не должны закрываться от участников дорожного движения какими либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами наружного освещения и т. п.). Если из-за погодных условий (грязь, снег) дорожная разметка не видна, на данном участке дороги должны быть установлены соответствующие знаки. Все дорожные знаки и светофоры должны быть направлены тем участникам движения, для которых они предназначены /ст.1.1. ГОСТ 23457-86/.
Временные технические средства (дорожные знаки, разметка после ремонтных работ) должны быть сразу же демонтированы после окончания работ /ст.1.3.ГОСТ 23457-86/.
Дорожные знаки
Действие знака распространяется на ПЧ у которой или над которой он установлен /2.1.2. ГОСТ 23457-86/
В одном поперечном сечение может устанавливаться не более 3-х знаков, не считая дублирующих знаков и знаков дополнительной информации /2.1.4 ГОСТ 23457-86/
Вне населенного пункта последовательные знаки должны быть расположены не менее 50 м друг от друга, а в населенном пункте – не менее 25 м друг от друга, за исключением перекрестков /2.1.5. ГОСТ 23457-86/
Дорожные знаки устанавливаются справой стороны дороги. На дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении с учетом местных условий знаки должны дублироваться, если они могут быть своевременно не замечены водителями из-за крупногабаритных ТС. Знаки устанавливаются на разделительной полосе, на левой стороне дороги или над проезжей частью /2.1.6. ГОСТ 23457-86/
Высота установки дорожных знаков (не считая предупреждающих знаков 1.4.1-1.4.6 и табличек) должно составлять:
- вне населенных пунктов 1.5 - 2.2 м.,
- в населенных пунктах 2-4 м.
- над проезжей частью – 5-6 м.
- на островках безопасности и на проезжей части – не менее 0,6 м.
- на пролетных строениях высотой менее 5 м. знаки не должны выступать за их нижний край /2.1.11. ГОСТ 23457-86/
Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин их установки /ст. 4.1.6. ГОСТ Р 50597-93/
Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие /ст.4.1.2. ГОСТ 50597-93/
Устранение повреждений, недостатков дорожных знаков или их замена должно быть произведены в течение 3-х суток после обнаружения, а знаков приоритета в течение суток /ст. 4.1.5. ГОСТ Р 50597-93/
Наименование знака
Требования к знакам
Исключения
ГОСТ, статья
В населенном пункте
Вне населенного пункта
Предупреждающие знаки (1.1-1.30)
Устанавливается за 50-100 м. до начала опасного участка
Устанавливается за 150-300 м. до начала опасного участка
1.3.1-1.4.6,1.31.1-1.31.3
2.2.2 ГОСТ 23457-86
Опасный поворот, опасные повороты (1.1.1, 1.11.2, 1.12.1, 1.12.2)
Перед кривой (поворотом) на которых видимость встречного автомобиля при скорости в 40 км./ч. – 100 м., 50 км./ч. – 120 м., 60 км./ч. – 150 м., 80 км./ч – 200 м.
Расстояние между двумя поворотами менее 300 м.
2.2.14, 2.2.15 ГОСТ 23457-86
Главная дорога (2.1.)
Повторяется перед каждым перекрестком. При изменении направления главной дороги устанавливается за 50-100 м. до перекрестка с таб. 7.13.
При изменении направления главной дороги устанавливается за 150-300 м. до перекрестка с таб. 7.13.
Допускается не повторять знак перед съездами пересечений дорог в разных уровнях.
2.3.2 ГОСТ 23457-86
Движение без остановки запрещено (2.5)
Устанавливается: когда не обеспечена видимости приближающихся ТС по пересекаемой дороге; перед неохраняемыми ж/д переездами в 10 м. от ближнего рельса при недостаточной видимости или ремонтных работах; на специальных карантинных постах.
2.3.6. ГОСТ 23457-86
Въезд запрещен (3.1)
Применяется: на участках дорог с односторонним движением; на участках дорог с полосой для маршрутных транспортных средств; запрещение транзитного движения; для разделения въезда и выезда; для запрещения въезда на отдельную полосу движения с табл. 7.14.
Не применяется с табл. 7.3 и 7.4.
При установке между перекрестками допускается установка предварительного знака с табл. 7.1.1.
2.4.3. ГОСТ 23457-86
Обгон запрещен (3.20)
Применяется с одной из табличек 7.5.4-7.5.7 на дорогах с 1,2 или 3 полосами; с 4 полосами для движения во время сужения дороги из-за снега; при ограниченной видимости и действует на протяженность опасного участка.
2.4.22. ГОСТ 23457-86
Ограничение скорости (3.24)
При ограниченной видимости зона действия – протяженность опасного участка; при различии допустимых скоростей от ограниченной более чем на 20 км./ч., применение ступенчатого ограничения скорости с шагом не более 20 км./ч. с расстоянием между знаками от 100 до 150 м.
Ступенчатое ограничение не применяется перед населенными пунктами
2.4.23. ГОСТ 23457-86
Предписывающие знаки (4.1.1-4.9.3)
Устанавливаются непосредственно перед началом соответствующих участков дорог
2.5.2. ГОСТ 23457-86
Движение прямо (4.1.1.), движение направо (4.1.2.), движение прямо или направо (4.1.4)
Устанавливается и над левой полосой с 2 и более полосами в данном направлении или на разделительной полосе, при не более 2-х полос для встречного движения допускается установка и на левой стороне дороги.
2.5.4. ГОСТ 23457-86
Направление движение по полосам (полосе) (5.8.1-5.8.2)
Устанавливаются над проезжей частью, так чтобы водители могли своевременно перестроиться на расстоянии от 50 до 150 м. от перекрестка.. Знаки 5.8.2. располагаются над серединой полосы, на которую они действуют. На дорогах с 3-я и более полосами для движения в одну сторону должны быть установлены предварительны знаки. Допускается установка справа от дороги, на дорогах вне населенных пунктов с не более чем 3 полос, а в населенных пунктах не более чем с 2 полосами в одну сторону и при установке предварительного знака.
2.6.9 ГОСТ 23457-86
Разметка
Ширина полосы для движения не должна быть менее 3 м., допускается уменьшение до 2.75 м. с ограничениями движения только для легковых автомобилей. /3.12. ГОСТ 23457-86/
Разметка должны применяться на скоростных и магистральных дорогах, дорогах с общественным транспортом. Вне населенного пункта – на дорогах имеющих проезжую часть шириной 6 м. и более при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более. А также на других участках дорог для обеспечения безопасности движения /3.2.2 ГОСТ 23457-86/.
Дорожная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии) /ст.4.2.2. ГОСТ 50597-93/.
Дорожные светофоры
Светофор не должен иметь повреждений, рассеиватель не должен иметь трещин и сколов и символы на рассеивателе должны распознаваться на расстоянии не менее 50 м. /4.3.2. ГОСТ Р50597-93/
Замена неисправного источника света светофора осуществляется в течение суток с момента обнаружения, а ремонт электромонтажной схемы в корпусе светофора в течение 3 суток /4.3.4 ГОСТ Р 50597-93/
Литература
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
Государственный стандарт РФ ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения».