Ещё несколько лет назад такой проблемы, как выбор типа шипов не существовало в принципе. Выбирали "шипы или не шипы"… Но прогресс не стоит на месте! Вот что накопал, а так как не нашел в поиске подобную тему, то кидаю (если была, да я не увидел, то господа модераторы удалят её, а меня, надеюсь!, пожалеют )
http://foto.mail.ru/mail/vdv_rom/14/15.html# (пример многообразия — малая толика от всего ныне эксплуатируемого!)
Если все шипы ранее были одинаковы как по геометрии (круглые в сечении), так и по конструкции (Любой шип состоит из двух элементов: корпуса и вставки. Вставка — это рабочий элемент, определяющий долговечность и эффективность работы шипа.) и используемым материалам, то теперь в этом вопросе нет единообразия! Появились шипы с совершенно другой геометрией – овальные, «бриллиантовые», четырёхгранные. Обычные — "круглые" так же представлены в изобилии, но…
Круглый шип – самый распространённый и дешёвый тип шипа. http://foto.mail.ru/mail/vdv_rom/14/15.html#16 Все шины бюджетного класса шипуются именно такими шипами. Более того! Этот тип шипа используется в ошиповке АБСОЛЮТНО всех шин до 14 диаметра включительно. Поэтому заказывая размер 175/70/R14 не требуйте обмена вашей шины на шину с овальным шипом. А если вы заказываете шину диаметром 15 или больше дюймов, то заранее уточняйте с каким шипом она есть в наличии и делают ли ее с другим шипом в принципе.
Овальный шип – дальнейшее развитие идеи круглого шипа, используется в ошиповке шин диаметром 15 и выше.
Достоинства такого шипа – в несколько большей площади контакта, что в идеале улучшает сцепление с дорогой в поперечном направлении и при этом за счёт «овальности» не слишком сильно сказывается на шуме. Подобными шипами очень часто комплектуются шины среднего и высокого ценового диапазона, благо посадочное место в таких шинах полностью соответствует таковому для круглых шипов. Кстати, возможна ситуация, когда одна и та же модель может быть как с круглыми, так и с овальными шипами. Обычно второй вариант ошиповки увеличивает стоимость покрышки на несколько процентов.
Четырёхгранный шип – это ноу-хау фирмы Nokian, защищённое патентом. По этой причине подобные шипы официально применяются только на шинах Nokian. Их главное достоинство – лучшая «вгрызаемость» в лёд за счёт наличия острых кромок. Кроме того, применение таких шипов на шине – гарантия качественной ошиповки, так как посадочные места для четырёхгранных шипов отличаются от мест для посадки круглах и овальных шипов.
Бриллиантовый шип – особо любим фирмой Gislaved, которая первой из всех производителей стала широко его применять. Его достоинство – ещё большее количество кромок, чем в четырёхгранном шипе, что обеспечивает повышенный уровень механического сцепления со льдом. Недостаток состоит в том, что при истирании кромки бриллантового шипа изнашиваются достаточно быстро и шип превращается в обычный овальный.
Так же рассмотрим материалы, из которых ныне делают шипы…
Если исключить спортивный сегмент, массовые можно так же условно классифицировать по типу материала корпуса: стальной или из алюминиевого сплава.
С точки зрения ресурса эксплуатации предпочтительнее стальные шипы, но они значительно утяжеляют колесо и более шумные. Так же потеря части их ведёт к трудностям в балансировке колеса, так как каждый шип весомый грузик! А хаотичная потеря части этих "грузиков" ведёт к неравномерности массы шины по окружности…
Алюминиевые – дороже, но не такие шумные; они легче и по сравнению с резиновым протектором изнашиваются равномернее.
Нельзя обойти вниманием и конструктив…
Все шипы можно разделить на два типа по их конструкции: однофланцевые и многофланцевые.
Однофланцевые напоминают по форме гвоздик или заклепку. Это классический вид шипа, с которого все и начиналось. Такие шипы наиболее дешевы. Подавляющее большинство используемых в России шипов — однофланцевые. http://foto.mail.ru/mail/vdv_rom/14/15.html#16
Более сложными являются многофланцевые (двух- или трехфланцевые) шипы. В идеале шип должен прочно держаться в теле покрышки (шины) и не уходить от контакта с дорогой, не прогибаться в мягком теле резины. Чем больше фланцев, тем лучше… Такие шипы служат дольше и эффективнее при эксплуатации в тяжелых российских условиях, но и стоят значительно дороже. http://foto.mail.ru/mail/vdv_rom/14/15.html#17
В принципе, если вы не "экстремал", тип шипа для современных шин не слишком важен. Важно, чтобы он был конструктивно заложен производителем. Так как большинство шин шипуются в России, соблюдение этого правила – далеко не факт…
Важно помнить, что во многих европейских странах максимальное количество шипов в колесах ограничено: 90 — для 13-дюймовых шин, 110 — для 14- и 15-дюймовых и 150 — для 16-дюймовых.
В России таких ограничений нет, поэтому российские шины могут иметь на порядок больше шипов.
Все современные шипы имеют высокое качество. Среди производителей шипов выделяются пять основных фирм. Это Ugigrip (Франция), Tikka, Season, Turvanasta (все — Финляндия, что не удивительно!), Sitek (Германия). Отечественные производители представлены достаточно узко и малозаметны на рынке.
То мнение, что шипы негативно влияют на износ дорог и на окружающую среду, опровергают исследования, проведенные в Финляндии и Швеции, но это уже другая тема…