Значит тилля-смола я не знаю.................... а вот про Тиэля-Смолла можно рассказать
САБОСТРОЕНИЕ
Взяться за перо меня побудил дурно сделанный перевод в техническом разделе известного журнала. Не секрет, что программы-переводчики не в ладах с русским языком, поэтому от редактора требуется знание предмета и принятой терминологии.
Иначе выходит такой вот текст:
¦Подавление стоящих (?) волн защищает головку динамика от вредного влияния отраженных волн, которые являются причина искажений и разрушения (?) диффузора. Протяженность туннеля нарушает синхронизированное (?) движение воздуха внутри ка меры, которое ослабляет колебания фронтальной волны. <...> Разовый (?) сдвиг тыловой звуковой волны усиливает фронтальную волну на низких частотах, где последняя начинает ослабляться вследствие увеличения сопротивления воздуха в этом диапазоне¦.
На каком языке это написано? У читателя, знакомого с предметом, такой текст вызывает смех, у незнакомого = головную боль. Кстати, сопротивление излучения (почему-то названное сопротивлением воздуха) на низких частотах как раз снижается. Впору опубликовать ¦краткий курс сабостроения¦.
Основные проблемы при конструировании акустических систем вызывает выбор низкочастотного акустического оформления. При его расчете необходимо учитывать не только характеристики динамической головки, но и акустические свойства помещения на низких частотах (передаточную характеристику). Для бытовых помещений ее влияние невелико, но салон автомобиля в силу малых размеров уже становится одним из элементов акустического оформления. Поэтому самые радикальные любители начинают создание аудиосистемы с выбора соответствующего автомобиля.
Передаточная характеристика салона
Салон автомобиля ввиду малых размеров оказывает существенное влияние на воспроизведение звука, особенно в области низших частот. Для этой области можно выделить две особенности: локальные дефекты АЧХ, вызванные резонансными явлениями, и подъем АЧХ на низших частотах. Воздействие указанных факторов в совокупности называется передаточной характеристикой салона. Поэтому автомобильный сабвуфер вне машины нормально звучать не будет, так же, как и ¦домашний¦ = в машине.
Для сигналов тех частот, длина волны которых намного меньше максимального размера салона (как правило = его длины), звуковое давление определяется колебательной скоростью диффузора, и теоретически его можно считать постоянным (волновой режим излучения). Возникающие на практике локальные дефекты АЧХ = результат интерференции стоячих волн, о чем мы поговорим позже.
Для сигналов самых низких частот звуковое давление изменяется в пределах салона практически синфазно (компрессионный режим излучения). В пределах компрессионной зоны звуковое давление определяется амплитудой колебаний диффузора и теоретически растет обратно пропорционально частоте с крутизной 12дБ/окт. В первом приближении (без учета потерь) можно считать, что частота, на которой подъем АЧХ составляет 3 дБ, равна
Fз=Vs/2Lmax=170/Lmax,
где
Fз = граничная частота (Гц),
Vs=340 м/с = скорость звука,
Lmax = максимальный размер салона (м).
¦Ока¦ -80 Гц
¦Классики¦ и ¦зубилы¦ 65=70 Гц
¦Универсалы¦ имикроавтобусы55=60 Гц
остальное здесь
http://www.aac.ur.ru/article/index.php?id=61
.............................................................
Не может быть единой колеи к Истине, каждый идёт своим путём.