Кроме компрессора, ресивера, фреона (и иже с ними) климат-контроль содержит ещё и нехилую электронную часть, которая тоже может стать причиной неисправности. И если для заправки фреона или замены трубок придется ехать в сервис, то с электрикой можно и самому поковыряться.
Здесь речь пойдет о блоке управления, датчиках и актуаторах: как и что можно проверить самому. Надеюсь приведенная информация поможет уберечь ваш кошелек от затрат на замену компрессора или контроллера в сборе из-за банального плохого контакта. Всю информацию я собирал из разных источников для себя (такой планчик действий на всякий случай).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итак, вкратце как это всё работает:
- Воздух засасывается вентилятором (снаружи или изнутри - зависит от положения заслонки забора воздуха), проходит через воздушный фильтр, испаритель и/или отопитель и выходит в салон в соответствии с положением направляющих заслонок обдува.
- Радиатор отопителя горячий всегда, никаких клапанов и кранов на вводе охлаждающей жидкости из двигателя в печку нет. Температура выходящего воздуха регулируется одной заслонкой. Чтобы тепло не проходило в салон мимо заслонки, отопитель закрыт кожухом термоизоляции.
- В режиме охлаждения заслонка температуры воздуха полностью закрывает отопитель и весь воздух идет через испаритель.
- В режиме отопления заслонка температуры воздуха полностью закрывает проход воздуху мимо радиатора отопителя и весь воздух идет через него.
- При регулировке температуры заслонка принимает промежуточные положения и дозирует соотношение холодного/горячего воздуха, поступающего в салон. Минимальная температура охлаждения +17 градусов, максимальная температура нагрева +32 градуса.
- Температура испарителя регулируется временем подключения компрессора: чем дольше он включен, тем холоднее воздух (до определенных пределов). Сам компрессор управляется климат-контролем через блок ЕСМ (ЭБУ) и силовое реле. ЭБУ может принудительно отключать компрессор при перегреве двигателя (чтобы снять с него часть нагрузки), при повышении или понижении давления в системе (защита) и при резком наборе скорости (чтобы добавить "лошадок").
- Распределение воздуха в салоне регулируется 3-мя заслонками направления обдува, которые взаимосвязаны и управляются одним приводом.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Устройство подробнее:
У дизелей есть ещё электрический подогреватель:
Он подключается, когда надо прогреть воздух в салоне, а двигатель ещё не вышел на рабочую температуру. Подогреватель потребляет достаточно большой ток, поэтому чтобы не посадить АКБ он отключается, если обороты двигателя станут меньше 600 об/мин и подключается, когда обороты превысят 700 об/мин. Кроме того, подогреватель отключается, если напряжение в сети падает ниже 8.9В и включается при 12.5В.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приводы заслонок (актуаторы):
Вот как они устроены (на примере АУДИ, но в принципе все однотипны):
Обратите внимание на переменный резистор. Он выполняет функцию контроля положения заслонки и через зубчатую передачу связан с валом электродвигателя. Т.е. фактически контролирует вращение только двигателя и редуктора. Это может помочь в случае заклинивания электродвигателя (заедание заслонки) или обрыва его обмотки. Если заслонка просто отвалится от привода, то никаких ошибок контроллер не увидит!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Теперь сами привода:
1. INTAKE ACTUATOR - привод управления заслонкой забора воздуха.
Привод управляет только 1 заслонкой "INTAKE" и имеет только 2 положения - "воздух снаружи" и "рециркуляция" без промежуточных положений.
Управляется вручную кнопками "воздух снаружи", "рециркуляция", "обогрев лобового стекла" или автоматически в режиме "авто".
Положение заслонки не контролируется, в нужные моменты просто подается необходимое напряжение на актуатор.
Проверить работу можно нажимая кнопки "воздух снаружи" и "рециркуляция", предварительно включив вентилятор на минимум и направив весь воздух "в лицо". Приложив ухо к центральному дефлектору, в положении "воздух снаружи" шум улицы или двигателя будет слышен отчетливее, чем в положении "рециркуляция". Кроме того, несколько секунд после нажатия кнопок будет слышен тихий характерный шум работающего электромотора привода заслонки. Шум должен быть однородным, чуть слышным, без тресков и завываний.
Забитый воздушный фильтр в салоне в несколько раз снижает напор подаваемого воздуха:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. MODE ACTUATOR - привод управления заслонками направления обдува.
Привод управляет 3 заслонками: одна открывает или закрывает обдув в ноги, другая в лицо, третья - на лобовое стекло.
Управляются заслонки в комплексе кнопками "mode", "обогрев лобового стекла" или автоматически в режиме "авто".
Имеют 5 взаимосвязанных положений: "лобовое стекло" ("лицо" и "ноги" закрыты, "лобовое стекло" - открыта), "лицо" ("лобовое стекло" и "ноги" закрыты, "лицо" - открыта), "ноги" ("лобовое стекло" и "лицо" закрыты, "ноги" - открыты), "лобовое стекло + ноги" (закрыта только "лицо") и "лицо + ноги" (закрыта только "лобовое стекло").
Положение заслонки контролируется встроенным в привод переменным резистором. Каждому положению соответствует своё сопротивление.
Для проверки вначале надо включить вентилятор на минимум и приложив ухо к центральным дефлекторам, нажимать кнопку "MODE". Несколько секунд после очередного нажатия кнопки будет слышен тихий характерный шум работающего электромотора привода заслонки. Шум должен быть однородным, чуть слышным, без тресков и завываний. Затем включить вентилятор на полную и нажимая кнопку "MODE" ладонью контролировать потоки воздуха из дефлекторов в зависимости от установленного режима: потоки должны быть одинаковы из симметричных дефлекторов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. MIX ACTUATOR - привод управления заслонкой температуры воздуха.
Привод управляет только одной заслонкой "смешанный воздух" и может дозировать отношение холодного/горячего воздуха, подаваемого в салон.
Положение заслонки контролируется встроенным в привод переменным резистором (так же, как и для MODE ACTUATOR). Если не установлен режим максимального охлаждения, то воздух в ноги идёт чуть теплее, чем в лицо.
Для проверки вначале надо включить вентилятор на минимум и слушая в районе левой ноги переднего пассажира под панелью, прокрутить колесико регулировки температуры из положения "минимум" до "максимум" и обратно. Будет слышен характерный шум работающего электромотора привода заслонки. Шум должен быть однородным, чуть слышным, без тресков и завываний. Затем прогреть двигатель до рабочей температуры и периодически повышая температуру климат-контроля, контролировать поступление горячего воздуха из дефлекторов. Затем наоборот, в сторону охлаждения.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Блок управления.
Старая модель - с датчиком качества воздуха:
Новая модель - без него:
Все датчики и актуаторы можно проверить, подключившись к разъёмам контроллера:
Логика работы (в режиме "AUTO"):
- Реакция на изменение температуры в салоне на 1 градус: 4 сек.
- Реакция на изменение внешней температуры: повышение на 1 градус - 3 мин., понижение на 1 градус - 4 сек.
- Реакция на изменение прямого солнечного излучения: от 1 до 5 мин.
- Шаг регулировки температуры 0,5 градуса.
- Регулировка скорости вентилятора: линейная.
- Компрессор отключается при температуре хладагента меньше 0,5 градуса и включается при температуре больше 3 градусов.
Вход в режим самодиагностики (проверяются датчики и актуаторы):
1. Включить зажигание в "ON".
2. Нажать кнопку "OFF" и не отпуская её несколько раз быстро нажать кнопку "AUTO" для модели с датчиком качества воздуха или "MODE" для модели без датчика качества воздуха.
3. На ЖК-дисплее на несколько секунд зажгутся и помигают все индикаторы, потом погаснут и останется 2 мигающие цифры:
- если 00, то ошибок не зафиксировано;
- если более 1 ошибки, то цифры меняются с интервалом в 1 секунду. Нажатием кнопки "AUTO" можно переходить между ошибками.
4. Нажать кнопку "OFF" для выхода из режима диагностики.
Примечание. Если не войти в меню так, как описано, попробуйте наоборот: держать AUTO и нажимать OFF (у некоторых срабатывало только так).
==========================================================================================================
Расшифровка ошибок и проверка датчиков и актуаторов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для совмещенного датчика температуры и влажности в салоне:
11 - Обрыв в цепи сенсора температуры (или сопротивление сенсора выше 528кОм).
12 - Короткое замыкание в цепи сенсора температуры (или сопротивление сенсора ниже 3,23кОм).
23 - Обрыв в цепи сенсора влажности (или частота с сенсора больше чем 7,2кГц).
24 - Короткое замыкание в цепи сенсора влажности (или частота с сенсора меньше чем 6,4кГц).
Как проверить сенсор температуры:
от контроллера на 5 контакт датчика должно приходить +5В, а на 2 контакт - масса.
Температурный вход контроллера с отключенным датчиком имеет напряжение +5В.
Сам сенсор должен иметь сопротивление
в зависимости от температуры согласно графика:
Как проверить сенсор влажности:
от контроллера на датчик должны приходить +5В и масса (см.выше).
Вход влажности контроллера с отключенным датчиком имеет напряжение +5В.
Частота с сенсора влажности:
должна иметь значения в зависимости от влажности согласно графика:
Не забываем про вентилятор датчика! На него от контроллера должно приходить напряжение, а сам вентилятор - крутиться. Иначе контроллер будет неверно определять температуру/влажность в салоне. И следите за чистотой датчика, вентилятор может нагнать туда всякой пыли, которая повиснет комьями и собьёт все показания!
Как проверить вентилятор:
Его практически не слышно и не видно. Можно опустить руль до конца вниз, в образовавшуюся щель просунуть палец и аккуратно пощупать датчик подушечкой пальца у самой панели. В положении ключа в ON вентилятор поскребет ваш палец (он маленький, не бойтесь).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для датчика внешней температуры:
13 - Обрыв в цепи датчика внешней температуры (или сопротивление датчика выше 507кОм).
14 - Короткое замыкание в цепи датчика внешней температуры (или сопротивление датчика ниже 10,8кОм).
(А так же если на дисплее температура окружающего воздуха будет или -40, или +60).
Зависимость сопротивления от температуры:
На 3 контакте разъёма контроллера при отключенном датчике должно быть +5В.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для датчика температуры отопителя.
15 - Обрыв в цепи датчика температуры отопителя (или сопротивление датчика больше 176,3кОм).
16 - Короткое замыкание в цепи датчика температуры отопителя (или сопротивление датчика меньше 1,2кОм).
Зависимость сопротивления от температуры:
На 14 контакте разъёма контроллера при отключенном датчике должно быть +5В.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для датчика температуры испарителя.
17 - Обрыв в цепи датчика температуры испарителя (или сопротивление датчика больше 13,6кОм).
18 - Короткое замыкание в цепи датчика температуры испарителя (или сопротивление датчика меньше 0,9кОм).
Зависимость сопротивления от температуры:
На 4 контакте разъёма контроллера при отключенном датчике должно быть +5В.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для привода заслонки температуры воздуха:
19,20 - неисправность в цепи привода заслонки температуры воздуха (контролируется положение переменного резистора в зависимости от установленной температуры).
проверка:
В положении максимального охлаждения (17 градусов) напряжение между 3 и 4 контактами - 0,15...0,45В. В положении максимального нагрева (32 градуса) напряжение между 3 и 4 контактами - 4,55...4,85В. В промежутке между этими значениями зависимость сопротивления от положения линейная.
На мотор подается 12В.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для привода заслонки направления обдува:
21,22 - Неисправность в цепи привода заслонки направления обдува воздуха (контролируется положение переменного резистора в зависимости от установленного режима).
проверка:
параметры:
На мотор подается 12В.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для датчика качества воздуха (если есть):
После включения датчик разогревается в течение 30-40 сек. В это время он выдаёт напряжение меньше 1В.
После включения контроллер проверяет датчик в течение первых 7 сек. Если за это время более 3.5 сек с датчика приходит напряжение 2.5В, то датчик признается плохим и исключается из работы. Кнопка автоматического забора воздуха перестаёт функционировать.
В процессе эксплуатации датчик отлавливает вредные газы: CXNY, CO, NOX, SO2. Просто на плохие запахи не реагирует! Время распознавания вредного газа - до 1 сек. Плюс до 2 секунд на реакцию заслонки. Итого, с момента обнаружения до полного закрытия заслонки проходит около 2-3 сек.
При нормальном воздухе с датчика идет 4-5В. При обнаружении газа напряжение падает меньше 1 В.
При отключенном датчике на входе контроллера должно быть +5В.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фотодатчик:
Предназначен для определения прямых солнечных лучей, которые быстро прогревают салон. Используется в только режиме "AUTO": в зависимости от сигнала с датчика контроллер вносит коррективы в процесс охлаждения салона (повышает скорость вентилятора).
Датчик воспринимает излучение в ИК-диапазоне, крышка его корпуса непрозрачна для видимого света и прозрачна для инфракрасных лучей.
Проверить можно так:
Или измеряя сопротивление датчика, подсвечивая его источником ИК-излучения (любым пультом ДУ).
Автоматически датчик не проверяется.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тройной датчик давления в системе кондиционирования:
Используется для контроля давления в системе кондиционирования. 3 ступени контроля: высокое (HIGH), среднее (MIDDLE) и низкое (LOW).
Контакты LOW и HIGH нормально замкнутые, MIDDLE - нормально разомкнутый. При срабатывании или HIGH или LOW компрессор автоматически отключается (для защиты от механического повреждения). При срабатывании MIDDLE подключается вентилятор охлаждения радиатора (дополнительное охлаждение радиатора климат-контроля).
Проверить исходное состояние можно мультиметром.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вентилятор:
Вентилятор подключается через реле, расположенное на корпусе вентилятора. Управляется регулятором скорости вращения:
Рнгулятор представляет собой мощный полевой транзистор на радиаторе:
Сам вентилятор проверяется подачей на него напрямую 12В.
Регулятор проверяется вольтметром согласно схеме.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
И в заключение сама схема (для варианта 2009м/г):
========================================================================================================
Вот и всё, что мне удалось собрать по этой теме.