Текущее время: 17 июн 2024, 10:31

Аккумулятор (статья о емкости и зарядке)

Говорим обо всем, к чему подходит электропроводка.

Модератор: Модераторы

Аккумулятор (статья о емкости и зарядке)

Сообщение shehs » 17 май 2011, 11:01

Аккумулятор

Что будет, если поставить аккумулятор большей емкости?


О заряде АКБ

Хоть у нас это и ОФФ, но постоянно ведь обсуждается. Только что читал. Еще на этой странице. Поэтому хотелось бы уже в который раз написать об аккумуляторах. Когда-то у себя в конторе на внутреннем сайте я писал это так:

Постоянно встречается такое мнение, что если на машину положен по мануалу аккумулятор на 63А*ч, то если поставить 55А*ч то он закипит, а если 90А.ч то недозарядится. В обоих случаях предполагается, что он выйдет из строя за короткое время.
К нашей радости это не так.
Давайте поразмышляем. Сеть бортового электропитания автомобиля при работающем двигателе представляет собой устройство, именуемое в радиоэлектронике как "генератор напряжения" (с некоторой натяжкой это так). Т.е. независимо от потребляемого оборудованием тока, он поддерживает стабильное напряжение в сети. Тогда мы утверждаем, что напряжение, подводимое к аккумулятору всегда постоянно (вроде бы 13.8-14.2 вольта). А по закону Ома (его в школе проходят, некоторые мимо) ток в цепи определяется отношением напряжения к сопротивлению цепи.
Напряжением в нашем случае является разность /напряжение бортсети минус напряжение АКБ/. Сопротивление АКБ — величина почти постоянная. Т.е. ток заряда определяется собственным напряжением АКБ.
Теперь наконец-то запускаем двигатель. При пуске АКБ теряет некоторое количество энергии и напряжение на её клеммах понижается. Возрастает вышеуказанная разница напряжений и возрастает зарядный ток. Но надо понять, что ток который берет в себя АКБ определяется состоянием её самой, а не бортсети авто.
Немного о значениях токов. Когда-то проводил замеры тока заряда еще на ВАЗ-2106. Так вот, в первые 0-15 с после пуска ток в АКБ поднимался до 5-10 ампер, затем в течение пары минут опускался до значения 0.5 ампера. На двигателе, работающем уже час-два этот ток составлял 0.1-0.4 ампера. Видимо это некий ток утечки при заряде, что кстати говорит о том, что АКБ имеет не 100% КПД. Хотя той АКБ было около 3 лет, плюс она была отечественная. Но главное здесь понять, что средний ток заряда не выходит за рамки 1-2 ампера.
Теперь о генераторах. Значение тока на них говорит только о максимальном токе, который они могут дать. Не это не значит, что они дают его всегда. Всегда они дают тот ток, который требуют потребители.
И ТЕПЕРЬ ВЫВОДЫ: В случае, когда АКБ "просит" от генератора 1-2 ампера, их одинаково хорошо дадут и генератор на 35А и генератор на 200А. Поэтому если хотите, ставьте любой АКБ на любую машину. Все зарядится. Главное, чтобы напряжение АКБ и бортсети было бы одинаково.
Хотя справедливости ради скажу, что можно подобрать такую пару авто-АКБ, при которой АКБ недозарядится. Эта такая пара, у которой средний зарядный ток АКБ будет больше максимального тока генератора. Но к нам это не относится, т.к. я показал вам, что средний ток заряда АКБ в разы меньше тока даже одной лампы ближнего света фары. Так что АКБ недозарядится только на авто, генератор которого не потянет и одной фары. Или по другому, АКБ- это настолько малый потребитель в автомобильной электрике, меньше наверное только часы в приборке :).

А теперь смешные ненаучные доказательства. Предположим, что факт перезаряда-недозаряда имеет место быть. Тогда:
1. Представим забор в поле. С одной стороны забора стоят огромный ЗИЛ (грузовик) и маленькая ОКА. В забора просверлены 2 пары отверстий и в них просунуты две пары проводов. Одна пара идет от бортсети грузовика, вторая от бортсети ОКИ. Двигатели обоих авто работают и крутят свои генераторы. Находясь на другой стороне забора мы не видим, откуда какая пара, но тестером видим на каждой паре 13.8 вольт. Подключаем к каждой паре по одинаковому аккумулятору, рассчитанному на ОКУ. Вот если мы утверждаем, что то который подключен к грузовику перезарядится, то как этот аккумулятор "определит", что он подключен именно к грузовику? Ведь в обоих случаях будет одинаковое напряжение и одинаковый ток заряда. Смешно, не правда?
2. Разовьем ситуацию до абсурда. Имеем два города. Один питается электростанцией мощностью 1 ГВт, а другой 1000 ГВт. В одном городе Маша втыкает дома в розетку утюг а в другом свой утюг включает Коля. Вопрос: у кого из них утюг сгорит сразу? Наверное у Коли, у него ведь электростанция в 1000 раз мощнее! Стало вам еще смешнее?

Таким образом мы доказали, что ток потребителя определяется самим потребителем при постоянстве питающего напряжения и не зависит от генератора.

Так что при выборе АКБ есть простое правило — емкость АКБ может быть любой при условии, что она обеспечивает необходимый пусковой ток стартеру. Но не меньше. Больше? Да пожалуйста, только остановитесь вовремя, а то АКБ в багажник не влезет :). Кстати там где холодно, иметь смысл поставить АКБ как раз помощнее, т.к. известно, что с понижением температуры реальная емкость АКБ уменьшается.


Ещё про баланс ёмкость аккумулятора/ток генератора.

Вопрос: "Я ставлю на Жигули аккумулятор 120 Ач вместо 55 и он будет подзаряжаться до своих 120? Это подзарядка, а не зарядка. Это ограничение по току."
Так как вопрос задаётся весьма часто, я счёл нужным вынести ЭТО в заголовок этой конфы. Так вот, ответ: Это типичнейшее заблуждение в этом сезоне (как буковки ZZZ — оцинковка кузова на VW).
Дело в том, что налицо непонимание процессов разрядки/зарядки аккумуляторов. По порядку.

При заводке мотора тратится некоторая энергия. Практически одинаковая, независимо от ёмкости аккумулятора.
Например, 0,5 ампер-часа (меньше реально). Стартёр "абсолютно не в курсе", сколько там в аккумуляторе всего ампер-часов — его "интересует" лишь то, что надо ему. Ну это как "всё равно, 3 метра глубина или 3 километра — тонУть одинаково".
Мотор завёлся, заработал генератор. Так вот, для генератора тоже глубоко фиолетово, сколько там ампер-часов в аккумуляторе — его "интересует" только НАПРЯЖЕНИЕ в бортовой сети. И отклонение вниз напряжения аккумулятора относительно "привычного генератору". И аккумулятор начинает "кушать" энергию. И кушает он не непонятно сколько, а ровно столько(к.п.д. аккумулятора почти 100%), сколько потерял при старте мотора. Т.е. те же 0,5 ампер-часа. И кушает он такими темпами, как позволяет баланс мощностей приход/расход электроэнергии.
Можно представить такую аналогию.
Имеется 2 ведра с водой — 10 литров и 5 литров.
Хозяйке требуется иногда литр — потом она доливает. Так какая разница — сколько всего воды в ведре?
Хозяйку интересует УРОВЕНЬ воды? (напряжение аккумулятора) Тогда уровень воды при отливе одного литра уменьшится не в зависимости от количества её, а от ДИАМЕТРА ВЕДРА (стартовый ток аккумулятора)!А вот его можно сделать разным! Можно иметь широкое неглубокое ведро(большой разрядный ток при малой ёмкости), а можно узкое и высокое(ёмкость большая, а ток невелик — это аккумуляторы 60Ач 180А, кстати). И большая ёмкость реальных аккумуляторов (на порядок больше требуемой) нужна в основном для того, чтобы был больше стартовый ток. Ведро можно сделать любой формы, а вот аккумулятор — нельзя делать "широким и неглубоким" — характеристики эти реально сильно связаны и достигнуть "ширины" можно, только сделав и "глубину".

Итог — можно ставить хоть 500Ач-аккумулятор — 55-амперный генератор справится и с ним. Просто вопрос — а надо ли столько?

взято http://info.auto.ru/diesel/faq/article/708.html
Нас невозможно сбить с пути! Нам похеру куда идти!(с)
Не случается ничего ,когда ничего не ждешь. Не ждешь ничего тогда когда всё есть. Когда всё есть ты ко всему готов. Когда ко всему готов тогда не случается ничего!(моё)
shehs
Аватара пользователя
Просто гений
 
Возраст: 53
Стаж: 17 лет 28 дней
Сообщения: 4675
Откуда: Рассея Коми Сыктывкар
Статьи: 10
Имя: Сергей
Автомобиль: Тойота-камри+коньки+ролики+лыжи
Год выпуска: 2013
Поблагодарили: 56 раз.
Награды: 9
За верность клубу (1) За доброе сердце (2) За смелость (1) За активность I степени (1) За активность II степени (1) За гостеприимство (1) Открыватель новых земель (2)

Re: Аккумулятор (статья о емкости и зарядке)

Сообщение ЭЛЕКТРОШОК » 17 май 2011, 22:47

Даааа. :think:
Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим»?
ЭЛЕКТРОШОК
Аватара пользователя
Подполковник
Подполковник
 
Возраст: 58
Стаж: 14 лет 2 месяца 26 дней
Сообщения: 3128
Статьи: 1
Имя: ОЛЕГ
Автомобиль: Мазда 3
Год выпуска: 2008
Поблагодарили: 208 раз.
Награды: 1
Золотая звезда II степени (1)

Re: Аккумулятор (статья о емкости и зарядке)

Сообщение САШ » 22 май 2011, 09:56

Теперь осталось распечатать это и отнести продавцам на рынок, а то очень тяжко с ними объясняться почему я хочу аккум емкостью 63 А.ч, а не 60. :roul: :pst:
САШ
Аватара пользователя
Сержант
Сержант
 
Возраст: 48
Стаж: 16 лет 2 месяца 30 дней
Сообщения: 70
Откуда: Мурманск.Видяево.
Имя: Александр
Автомобиль: Kia Sportage 2002 г.в. АКПП
Поблагодарили: 3 раз.

Re: Аккумулятор (статья о емкости и зарядке)

Сообщение Александр Т. » 22 май 2011, 10:41

Почти всё правильно, с учётом того что и на ЗиЛе и на Оке и на дизельном КАМАЗЕ, где аккумы по 190 А.ч., стоят генераторы примерно по 40 А. А вот на впрысковых иномарках обычно более 100.
Александр Т.
Аватара пользователя
Маршал форума
Маршал форума
 
Возраст: 53
Стаж: 15 лет 2 месяца 26 дней
Сообщения: 20928
Откуда: Москва, Ясенево
Автомобиль: Magentis EX, V6 2,5 А/T, 2005 г.в.
Поблагодарили: 1411 раз.
Награды: 6
За находчивость (1) За верность клубу (3) За доброе сердце (1) Открыватель новых земель (1)

Re: Аккумулятор (статья о емкости и зарядке)

Сообщение Sluzhba » 22 май 2011, 10:54

САШ писал(а):отнести продавцам на рынок

А никому ничего доказывыать не надо! Мне надо 63-подай 63. А все ваши доводы и предложения оставьте при себе!!! ;)
Капитан Пронин! Экзаменационная комиссия, единогласно,
засчитала Вам вступительный экзамен за выпускной!!!
Поздравляем с окончанием Милицейской Академии!!!
Изображение
Sluzhba
Аватара пользователя
Представитель Skype-банды
Представитель Skype-банды
 
Возраст: 51
Стаж: 18 лет 2 месяца 7 дней
Сообщения: 5432
Откуда: Москва Богородское
Имя: Сергей
Автомобиль: Синий CRVант
Год выпуска: 2011
Поблагодарили: 275 раз.
Награды: 8
За верность клубу (2) Футбольный боец клуба (1) За доброе сердце (1) За смелость (1) Золотое перо клуба (1) Новогоднее веселье (1) 7 лет Киа-клубу (1)


Вернуться в Электрооборудование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12