Алексей Омск » 07 дек 2012, 08:00
--------------------------------------------------------------------------------
Хочу привести статью о чип тюненге. ЧИП-ТЮНИНГ. Уж сколько раз обманывали российского автомобилиста. Случаев этих множество и способов и средств полно. Главное-вовремя подвести научную основу,а все остальное-дело техники. Насколько же реальны подобные посулы,было решено проверить на примере чип-тюненга. КРАТКО И ПО СУЩЕСТВУ. Суть заключается в изменении параметров двигателя путем вмешательства в работу блока управления. Наиболее безобидная схема — установка так называемых бустеров (в просторечии-"обманок"), определенным образом искажающих уровень сигнала того или иного датчика. Нехитрая уловка позволяет заставить блок работать у верхней (или, наоборот,нижней) границы допуска,выжимая из мотора все, что заложено в его конструкцию. Правда,прибавка не слишком велика- считанные проценты. Тем не менее даже этого порой хватает,чтобы угроби двигатель,Поэтому гарантией от исполнителя врядли можно дождаться. Остальные варианты чип-тюнинга связаны с ПЗУ(постоянным запоминающим устройством), где хранятся таблицы изменяемых параметров и алгоритм их взаимодействия. Прежде эту микросхему заменяли на новую, нынче предпочитают перепрограмировать существующую. Внешне все очень просто-подключив программатор, специалист загружает в память заранее заготовленные прошивки. Больших показаний в этом деле не требуется-достаточно нажимать нужные кнопки.Впрочем, сврбодно гуляющие в Интернете версии тоже не могут похвастаться ни интеллектуальностью,ни новизной. За приемлемый продукт потребуют денег-в отрасли трудятся и талантливые одиночки,и целые коллективы.Но и они не всегда ведают,что творят,так как не владеютглавным секретом- программой блока управления,которую производители хронят в строжайшем секрете.Посему доморощенные версии,не приведшие к разрушению двигателя,признаются успешными и вовсю предлагаются желающим. ПРИБАВКА И ЭКОНОМИЯ. Чаще всего потрибитель желает поднять мощность мотора-ничего так не тешит драйверское самолюбие,как выигранная светофорная гонка! Благо резервы лежат на поверхности: стоитлишь наплевать на нормы токсичности,и от 7 до 12% избыточной мощности у заказчика в кармане. И делать почти ничего не требуется- лишь чуть обогатить смесь. Правда,при этом вырастет и расход топлива,но за удовольствие принято платить. Увы,сумма может оказаться куда больше расчетной. Вопервых,так можно перегреть и спалить нейтролизатор,а во-вторых,не все двигателибезболезненно переваривают богатую смесь-например,у Ситроена С2 мотор куда лучше работает на бедной. А уж как "усовершенств ованный" мотор поведет себя на неустановившихся режимах, можно только догадываться-нужного алгоритма взаимодействия параметров у настройщика нет! К еще более печальным последствиямприводят попытки добится сверхэкономичности. Проблема в том,что характеристики двигателя-состовная часть активной безопасности. Достаточно представить ситуацию,когда автомобиль с подобным мотором не сможет придерживаться нужной скорости при обгоне. Но безвыходных ситуаций ,как извесно,не бывает. Разочаровавшись в бытовом чип-тюненге,обращаются к истинным профиссианалам. Понятно.что отыскать их проще всего среди спорртсменов.С серийными блоками управления здесь никто не работает,поскольку не собираются взламывать чужую интеллектуальную собственность. Действуют по-иному- покупают блоки у непрофильных производителей ! Удовольствие дорогое,зато вместе с железом в комплект входит полный пакетпрограмного обеспечения. По сути,это еще полуфобрикат,в который специалист закладывает нужные параметры. Главное,что в любой момент их легко скорректировать-имея под рукой алгоритм,програмист без труда оценет влияние изменения на работу системы. Нодожеэтого недостаточно -все калибровки необходимо привязывать к конкретному двигателю,ведь индивидуальный разброс параметров весьма велик.(скажем,допуск на расход топлива через форсунку достигает 5% !). Поэтому чистовую отладку проводят на стенде.Можно работать и на дороге,но тогда комплект измерительной аппаратуры придется перенести в автомобиль.Итоги,как правило,впечатляют(с обычного вазовского мотора снимают чуть не 200 л.с.),однако ресурс двигателя катастрофически сокращается,а расходтоплива столь же резко растет. Впрочем,приписыватьдостижение только чип-тюнингу несправедливо-ощутимый эффектздесь даеткомплекс мер,включающий установку специальных распредволов,увеличение степени сжатия и т. д. ВЫБОР ЗА КЛИЕНТОМ, Мастерских,готовых довести до ума в Москве оказалось более чем достаточно. После многочисленных робращений они были разделены на три условных категории. К первойотноситсяпредстовители чистого бизнеса,чья цель- выудить из доверчивого клиента как можно больше денег. Здесь обещают улучшить все,что возможно. Технический уровень характеризует диалог.Нередко тут же скручивают электронные одометры,прикрываясь девизом за ваши деньги-все,что угодно. Вторые стараются инициативы не проявлять,следуя пожеланиям клиента. Устная реклама гарантируетполную идентичность эффекта и вложениыхсредств обернутся адекватными ощущениями. Третьи честно предупреждают:перепрограммирование блока мало что дает-и предлогаютнесколько вариантов комплексных мероприятий(доработка впуска-выпуска,замена распредволов и т.д.) СТАТЬЯ ВЗЯТА ИЗ ЖУРНАЛА "ЭКСПЕРТИЗА ЗА РУЛЕМ" Прошу в мой адрес помидоры не бросать.