покурил тему.
1. да, оксиды азота не полезны для вдыхания, однако их токсичность гораааздо ниже того же угарного газа (от веселящего газа еще нужно постараться помереть

)
2. условия образования >1300C, большое давление, бедная смесь (чтобы оставался кислород после горения) — т.е. это условия ХХ, где, Внимание, клапан егр на бензинках закрыт !
На дизелях все получается логично: там на хх как раз самое большое открытие клапана и самые подходящие условия для образования оксидов азота (еще ,б0льшее давление, чем на бензе)
3. для двигателя оксид азота не вреден, его даже туда специально суют, правда и смесь богатЯт одновременно…
wiki писал(а):- снижает температуру всасываемого в двигатель воздуха, обеспечивая плотный поступающий заряд смеси.
- увеличивает содержание кислорода в поступающем заряде (воздух содержит лишь ~21 масс. % кислорода).
- повышает скорость (интенсивность) сгорания в цилиндрах двигателя.
для дожига всех остальных вредных газов придуман каталик (бензинки)