Ну, поехали дальше. Ветку я подчищу позже, а пока...
Как всегда - немного доходчивой теории, после чего попытка ответа на вопросы Герцена: "Кто виноват?" и "Что делать?"
Про баланс белого. ("мамадарагая!"
)
(И здесь мы снова не будем говорить о Фотошопе и его "пипетках" - вообще! Наша задача всегда - получить наилучший результат в момент нажатия на спуск. Испоганить снимок всегда можно и после. )
С проблемой баланса белого (сокращённо - ББ) - знакомы, кажется, все обладатели цифровых фотокамер. А ведь до их появления они "ни о чем таком" не знали.
О чём речь?
Все мы давно заметили, что, снимая на наши ЦФК, - мы то и дело получаем снимки, окрашенные в тот или иной оттенок. Снимая при лампочке без вспышки - имеем всё такое желтоватое, а снимая зимой на улице - отдающее в синеву. А при съёмке в офисе, при свете флуоресцентных ламп - всё отдаёт в зеленоватый тон.
Отчего так происходит?
Всему виной - характер света, которым освещена сцена: у разных источников света - разная
цветовая температура.
Не вдаваясь в дебри науки скажем: у лампы накаливания температура ниже (и мы отчего-то говорим наоборот: "тона получаются тёплые"), а у солнечного света - выше (а мы говорим: "холодный свет").
Так или иначе, во всех этих случаях "неправильного цвета" - мы с умным видом виним "автоматику камеры".
Это, мол, - "она неверно определила баланс белого!"
Да, конечно, ошибки при определении ББ бывают, но... в большинстве случаев камера определяет его ВЕРНО.
Возьмем три о-о-очень разные камеры и попросим их замерить ББ "автоматом" и снять угол уже знакомой вам кухни:
Вот что у них получилось "на автомате":
Как видим, все три выдали примерно одинаково нехороший "жёлтый" такой результат, едва ли устраивающий нас. Хотя и "правильный".
Лишь только камера
1 - выдала "на автомате" что-то "более-менее знакомое" нашему капризному глазу. Но всё равно...
Мы злимся: ну вон та фарфоровая чашка - она же должна быть белой, а не жёлтой, не говоря уже о подоконнике и осыпающейся со стен побелке!
"Кто виноват?"
Мы сами.
Никакой "ошибки ББ" на самом деле тут нет. Разгадка парадокса кроется в нас самих, вернее - в нашем восприятии.
Мы просто-напросто
знаем(!), что лист бумаги - "всегда белый", разглядываем мы его при "жёлтом" свете лампочки или при "голубом" зимнем солнечном свете.
Очень просто: у нас с вами в голове есть огромный фотобанк "эталонных изображений": хорошо знакомых нам предметов, вид (и
цвет!) которых нам доподлинно известен: взять к примеру тот же самый белый лист.
При сложном освещении глаз сам находит в окружающей обстановке эти самые "знакомые предметы" и мозг автоматически производит ОБЩУЮ цветовую коррекцию видимого глазами. Мы даже не задумываемся об этом.
Но это "живая действительность". А полученный снимок (будь то отпечаток или то, что мы видим на экранчике после съёмки)?
А конечный снимок отличается тем, что он - просто очередной предмет в наших руках, который мы разглядываем сейчас, при том свете, который имеем и при той "коррекции", которую сейчас даёт мозг.
И что мы видим? "На снимке запечатлен жёлтый подоконник, жёлтые стены, жёлтая посуда... и аообще - всё желтО."
Возникает резонный вопрос: "Ну хорошо, пусть камера пытается сказать нам такую вот правду о том, что свет жОлт и всё белое в нем действительно желтО...
Но Я ХОЧУ, чтобы на конечном снимке все те предметы, которые я ЗНАЮ, как белые - БЫЛИ БЕЛЫМИ!!!"
"Что делать?"
Ответ очевиден: "подстройку цвета", которую делает наш мозг - надо сделать и в камере! Пусть она учтёт мое пожелание видеть это всё БЕЛЫМ, несмотря ни на какую освещенность, ни на какой "окрас".
Эта процедура есть во многих камерах и называется "коррекцией ББ". Задача проста: надо заставить камеру учесть преобладание того или иного оттенка, уменьшив (или вообще исключив) его влияние на ОБЩИЙ ЦВЕТ полученного изображения.
НА ПАЛЬЦАХ: ("как этого добиться?")
Если "на автомате" камера даёт "не те цвета", что мы хотим, то попытаемся через меню настроек камеры найти такую предустановку ББ, которая ближе всего к тому источнику света, какой мы имеем: "лампочка", "флуоресцентная лампа", "тень", "дневной свет" и т.д.
Вполне вероятно что кадры полученные с какой-то из этих предустановок - устроят нас больше, чем полученные "на автомате".
Ставим во всех трёх камерах
"ББ = Лампа накаливания" (WB = Incandescent). Снимаем:"Уже лучше!". Только у первой камеры - всё куда-то съехало в зелень... "а как хорошо всё начиналось!"
Но, допустим, - нам и этого мало...
Лезем в меню дальше.
Выясняется, что:
многие современные камеры, кроме предустановок, - имеют ещё и возможности подстройки цветовой температуры выбранной предустановки - в "+" или в "-".
Покрутив подстройку туда-сюда относительно выбранного - мы можем ещё улучшить результат.
Вот, смотрите (
возможность коррекции ББ в "+" и "-" нашлась только в одной из трёх камер):
"Просто "лампа накаливания":И она же - подкрученная "в плюс": Ну вот, "почти хорошо".
Но всё же самым точным способом такой коррекции является возможность "задания белого по образцу". К сожалению, - не во всех камерах такая возможность есть. Но если уж есть - освойте, пригодится!
В чем смысл процедуры: специально для камеры делается снимок какого-либо нейтрально ( С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАШИХ ГЛАЗ!
) серого/белого объекта. На его роль годится и белая блузка и потолок и хоть бы и белая одноразовая пластиковая тарелка. Давая камере "образец" для коррекции, мы как бы говорим ей: "Запомни: вот это - белое! Поняла? Учти это присъемке и всего остального: как и белых, так и не белых предметов!"
Вот что получится, если задать "ББ по образцу" и снять ту же самую сцену:
"Как в аптеке".
Всё? Не совсем...
Есть и ещё один способ получения "верного цвета" при съёмке в условиях слабой освещенности. Это - съёмка со вспышкой. Вы всегда замечали, что со вспышкой "цвета всегда правильные"? Всё очень просто: сила вспышки такова, что количество испускаемого ею света наверняка "забъёт" все остальные "окрасы", а значит - можно смело ориентироваться на ее цветовую температуру. Что камера и делает, сама подстраивая ББ. Температуру-то цвета встроенной вспышки - она о-о-чень хорошо знает.
Кроме того, - вспышка даёт дополнительный свет, которого всегда так не хватает в помещении и на улице вечером.
Благодаря этому дополнительному свету - у камеры появляется возможность сократить выдержку и/или понизить чувствительность, избежать смаза и шума на изображениии.
Теперь вы понимаете, почему современные "мыльницы" так любят автоматом включать вспышку
С ней она (камера)
а) с ББ не ошибётся,
б) "Шевелёнки избежит".
Однако у вспышки есть и недостатки, и довольно кусачие. Во-первых - свет вспышки сильно "плющит" изображение, лишая объекты фактурных теней и полутеней и тем самым - лишая объема. Появляются, наоборот, - резкие чёрные тени, отбразываемые предметами....
Во-вторых - яркость направленного света вспышки (на самом деле - любого, не только от вспышки) падает В КВАДРАТЕ пропорционально расстоянию. Это значит, что передний план будет "белый весь", средний - "нормально", а задний - потонет во мраке. И "дальнобойность" вспышки (столь искомая многими энтузиастами) - здесь ничем не подмога. Той
равномерности освещения сцены, которая есть при естественном (или искусственном, но отраженном от стен и потолка) освещении - со вспышкой достичь трудно.
Вот, посмотрите, всё вышесказанное налицо (и цвет вроде бы "правильный", но и глубины сцены нет, а есть сильное падение освещенности и местами резкие тени):
Особенно вредит вспышка портрету. Блики от кожи, "плоское лицо"...
Но... зачастую на пьянке и иного выхода нету...
Так или иначе:
съёмка без вспышки, "если попыхтеть" - всегда смотрится лучше: живее и объёмнее.Вот - сами смотрите (на сравнение взял два лучших результата; "со вспышкой" и без):
==================================
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ:Если ББ "на автомате" нас не устраивает по получаемым результатам, то делаем по возможности следующее:
- Выставляем ББ в камере вручную: выбирая из предлагаемых в меню предустановок.
- Если есть такая возможность - ещё и корректируем найденную наиболее подходящую предустановку в "+" или "-"...
- Совсем хорошо - если можно задать ББ "по образцу". Задаем его по чему-то нейтрально-серому (лучше - просто белому: по белому потолку, например или листу бумаги.)
- Если снимаем со вспышкой - ставим ББ в "Авто" (ну, из ручных подойдёт, конечно, и предустановка "вспышка" - пиктограммка в виде молнии).
И снимаем, снимаем, снимаем - не боясь.
НО!!! Переходя в другое помещение, выходя на улицу, или просто заканчивая снимать -
НЕ ЗАБЫВАЕМ отменить эти настройки, вернув их, к примеру, в режим "Автомат". При другом освещении "пойманный" вами тогда ББ - будет совершенно неподходящим и красить всё в совершенно дикие тона.
==================================
Использованные камеры: [1] Samsung Digimax 300 (~100$); [2] SONY DSC-W15 (~500$); [3] Nikon D70 (~1000$). Как ни смешно, "автоББ" в сложных услових диво как хорош у стодолларового Самсунга...
Но это ещё не всё. То была теория, а теперь надо сказать и о практике.
Я пока прервусь на поиск примеров того, как:
- как НЕЛЬЗЯ злуопотреблять "правильным" ББ при съёмке людей
- как порой НАДО использовать вспышку тогда, когда она вроде не нужна
- как избегать каверз с ББ при съёмке при смешанном освещении (например: лампы на потолке + свет из окна)
А пока у меня к вам просьба:
ПИШИТЕ СВОИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ по свету, ББ, освещению, "КАК СНЯТЬ ТО, КАК СНЯТЬ СЁ?"
Теория - балласт, пока нет от неё прока на практике.
Надеюсь, - смогу ответить что-то полезное и интересное.
ПИ-ШИ-ТЕ!