Биографическая военная драма «Снайпер» (American Sniper). 2014г. 132м.
Фильм рассказывает о легенде армии США Крисе Кайле, техасском 30-летнем мужчине, который, пройдя снайперскую школу морских котиков, добровольцем в начале 2000-х отправляется в Ирак, для того чтобы как можно больше своих парней вернулись домой.
Неоднозначный фильм. Есть то что говорит "Да", есть и "Нет". Но обо всём по порядку. Во-первых, как с удивлением я узнал при финальных титрах, данную картину снимал Клинт Иствуд. Мало кто знает, но Иствуд не только звезда голливудских вестернов 1960-1970, но ещё отличный и разноплановый режиссёр, что «Снайпер», в общем-то, доказывает. За те полвека что Клинт снимает фильмы, мир увидел «Непрощённого» с совершенно замечательными Морганом Фримэном, Джином Хэкменом и Ричардом Харрисом и «Чудо на Гудзоне» с Томом Хэнксом, «Совершенный мир» с Кевином Костнером и «Таинственную реку» с Шоном Пенном и Тимом Роббинсоном. Последний есть в моём списке, скоро надеюсь посмотреть… Иствуд спродюсировал четыре десятка кинокартин, ещё он пишет музыку как композитор, в его личной коллекции три статуэтки Оскар и он до сих пор снимается, а ведь ему почти 90 лет! Не знаю даже кем он мне больше нравится: актёром или режиссёром, продюсером или композитором. Точно знаю одно – почти каждый фильм Клинта стоит того чтобы его смотреть.
Теперь о «Снайпере». Поставлено и снято хорошо, на уровне, работа оператора и звукорежиссёра (кстати, фильм получил в 2015 году премию Оскар за лучший монтаж звука) на высоте, однако как по мне, так например «Уцелевший» с Марком Уолбергом, который был снят годом ранее «Снайпера», заслуживает главной статуэтки мира синема больше чем драма Иствуда. В плане звука, конечно же. Потому что с точки зрения режиссуры и особенно сценария оба фильма – мягко говоря, не очень. Но те, кому нравятся военные байопики, будут вероятно рады. Однако некоторая приближённость к тому что было (например, убийство детей) понравится далеко не всем. Едем далее. Каст. Несомненная удача этого фильма – главная мужская роль, Криса играет Брэдли Купер («Мальчишник в Вегасе», «Области тьмы»), который для большего сходства со своим персонажем набрал без малого два десятка кг мышечной массы. И вообще вжиться в роль Кайла Куперу очень хорошо удалось, некоторая деревенщинность которую он показывает, это вечное его «да, сэр» и «нет, сэр», отношения с супругой, непростой «выход» из военных операций, и отрешённость при выполнении заданий – всё это Купер сыграл отлично, он молодец, считаю что он справился со своей ролью на 100%. К сожалению, на этом плюсы в касте данного фильма можно заканчивать, остальных актёров практически не видно и не слышно, и второстепенные персонажи выглядят довольно блекло на фоне главного героя. Исключение составляет разве что Сиенна Миллер («Звёздная пыль», «Бросок Кобры»), которая сыграла роль супруги Кайла, Таи. К своей роли Сиенна готовилась очень ответственно и даже встречалась с настоящей Таей Кайл для того чтобы перенять её манеру говорить и позистость. Роль, очень удачная, Сиенна молодец! Кстати, годом позже выхода «Снайпера» Сиенна Миллер снова снимется в одной картине вместе с Брэдли Купером, они сыграют тандемом в «Шеф Адам Джонс».
Сценарий. Нет, я понимаю что снимать фильмы, тем более на военную тематику очень и очень непросто – нельзя довольно далеко удаляться от тех событий, которые происходили на самом деле. Но как по мне, то и такой сценарий который был написан к «Снайперу» — мягко говоря, не блещет ничем, в нём нет неожиданных поворотов, нет каких-то неординарных решений или же режиссёрских фишек. Он прямой как мозговые извилины некоторых столичных инстаграмщиц. И мне тем более удивительно что в общем-то практически заурядный фильм собрал в прокате США сумму почти в 400 000 000, что при бюджете в чуть менее 60 000 000 является просто-таки отличным показателем! Всему виной скорее всего немаленький интерес к операции в Ираке. Потому что сценарно фильм реально кошмар. Хотя, возможно я и не прав, но мной всё познаётся в сравнении, а не рассматривается как отдельный кинематографический прорыв. Вот что нам вообще говорит мир синематогрофа о кинокартинах про снайперов? Первое что вспоминается — одноимённый фильм с Томом Беренджером конца XX века, помните в этом боевике первую снайперскую дуэль в истории современного кино? Пробирало, правда? Также мне вспоминается совершенно отличный «Враг у ворот», рассказывающий про сталинградскую битву, где персонажу Эда Харриса, игравшего роль начальника снайперской школы СС противостоял реально существовавший советский снайпер 62-й армии и Легенда ВОВ Василий Григорьевич Зайцев, которого сыграл Джуд Лоу. И ещё мне на память приходит «Стрелок» Антуана Фукуа с Марком Уолбергом, фильм 2007 года, снятый по мотивам романа Стивена Хантера о сержанте Бобе Ли Суэгерре. Так вот, если брать сценарно и постановочно все эти фильмы как рассказы и показы о работе снайперов в разные годы, то как по мне, «Снайпер» с Купером будет самым примитивным. Включая каст и главгада. С другой стороны, Купер работу Криса Кайла как снайпера показал именно как работу. Сделаешь хорошо – похвалят да и то вряд ли, ошибёшься – точно по голове не погладят, а может и посадят после трибунала. Продержался день — хорошо, завтра будет то же самое, новые задания и новые перестрелки. Просто такая работа, ребята, просто такая работа…
Резюмирую: не самое сильное кино на снайперскую тематику из того что видел я, но разок посмотреть можно.
Четвёрка с небольшим минусом
Православная ракета не должна взлетать выше колокольни.