КОЛЯНЫЧ » 30 май 2012, 12:47
9. ДЕМОНТАЖ ФОРСУНКИ С ДВИГАТЕЛЯ
Демонтаж форсунки – только на первый взгляд простая операция. Её должен предварять тщательный анализ состояния топливной системы и двигателя. Только если диагностические операции указывают на неисправность форсунки, нужно браться за демонтаж. Предварительно стоит запасти специальный инструмент для выполнения этих операций. Особенно это касается форсунок Common Rail, снятие которых всегда сопряжено с определенным риском повреждения не только самой форсунки, но и головки блока двигателя. Специальному инструменту, из-за его многообразия, будет посвящена отдельная статья. Сейчас же рассмотрим очередность операций по демонтажу:
1. Убеждаемся, что зажигание выключено.
2. Очищаем топливопроводы и все соединения. Очистку производим жесткими щетками сухим и мокрым способами с последующим обдувом сжатым воздухом из узкого сопла.
3. Откручиваем гайки топливопроводов на форсунках и насосе ТНВД.
4. Снимаем трубки высокого давления. При разъединении топливопроводов необходима предельная аккуратность с целью недопущения попадания даже малейших частиц грязи в полости трубок. При демонтаже все штуцера должны быть закрыты (пластмассовыми крышками либо другим способом).
5. Откручиваем и снимаем магистраль обратного слива топлива с форсунок.
6. Отсоединяем электрические разъемы датчика подъема иглы.
7. Вынимаем термошайбу и уплотнительную шайбу форсунки.
Демонтаж форсунок с дизеля может быть затруднен закоксовыванием боковой поверхности распылителя, а также определяется особенностями конструкции. В большинстве современных дизелей форсунка установлена в сухом форсуночном стакане (как в двухклапанных, так и в четырехклапанных головках). Однако стремление конструкторов расположить их в центре камеры сгорания приводит иногда к существенному усложнению демонтажа. Например, форсунки Ореl-Есоtес расположены под распределительным валом и собираются со штуцером-траверсой только при установке в головке. Форсунки старых дизелей и насос-форсунки также находятся в масляной среде механизма газораспределения и труднее демонтируются. Обслуживание насос-форсунок с электронным управлением из-за отсутствия или сокращения элементов регулировки проще, чем обслуживание чисто механических.
Существуют штатные приемы, например, с помощью съемников (винт с захватом за штуцер форсунки в подковообразном корпусе съемника или П образном корпусе, устанавливаемом над форсункой). Более совершенные приемы разработаны практиками:
а) ослабить крепление прижимной планки нужной форсунки на 1-2 мм, запустить дизель, после того как газы из цилиндра начнут "сечь" через форсуночный стакан, заглушить дизель, вынуть форсунку;
б) большинство современных форсунок имеют подвод топлива через штуцер в верхней части. Для них применим инерционный съемник (захват штока наворачивается на штуцер форсунки, а грузом ударяем по упору на противоположном конце штока).
Это не касается форсунок, заворачиваемых в головку по резьбе (как свеча) — резьба заменяет съемник. Не следует только выворачивать форсунку за ее верхнюю часть.