Маршрут: Москва-Тбилиси-Батуми-Москва.
Состав: двое взрослых и одна деть 11 лет.
Выезд — 29 апреля 2016 года, возвращение 08 мая 2016 года (9 дней)
Итоговый пробег — 4835 км.
Полные затраты на поездку — 92000 руб.
Курсы валют на даты поездки: 1 грузинский лари — 30 рублей, 1 доллар США — 65 руб.
Главное фото поездки
Идея была совершенно спонтанной, как говорится "черт дернул". Точнее "черт" скрывался в давно просмотренной и благополучно забытой телепередачке "Орел и решка" о которой мне напомнил РБК в своей новостной статейке о предстоящих майских праздниках.
Сначала я рассматривал вариант "лететь" конечно же. Ехать четверо суток показалось мне чрезмерным временным расточительством. Но изучение стоимости авиабилетов выявило малоприятную данность. За троих минимум 75 тысяч руб. Прямой рейс. Альтернативные варианты через Владикавказ с пересадкой авиакомпанией Азал. Там ценник был гуманнее — 57 т.руб. Но то билетов не было на нужные даты, не то стыковки получались "конские" в общем и от этого варианта я тоже отказался.
Далее я обратился к Юле Белисиме и приятелю школьному в Натали турс. Юля сразу сказала, что у меня не все дома и предложила сходу Испанию за те же 75 тыс.руб. с перелетом и завтраками, а приятель на следующий день подтвердил ее правоту, назвав ценник в 253 тыс. руб. за 10 дней.
Почитав отчеты был выявлен еще один вариант. Авиа до Владикавказа с гуманными ценами на билет, а далее…….на такси до погранперехода или вообще до самого Тбилиси. Но одна только мысль о том, как я буду по прилету шастать в аэропорту и договариваться с местными бомбилами о поездке в Тбилиси на их "хароший бэлий тачка" отбила у меня сразу всякое желание идею эту далее развивать вообще. Забегая вперед скажу — людей с чемоданами на колесиках я наблюдал стоя в очереди на границе. Не сказать, что их было много, но они были и обращали на себя внимание своими грустными лицами и тяжелыми поклажами.
Ну и каг бэ вариантов кроме машины не осталось. Далее был Букинг ком и понеслась.
После изучения 3 отчетов о поедках в Грузию наметилась правильная тенденция построения маршрута, которая заключалась в следующем — преодолеть в первый день максимально возможное расстояние от Москвы, приблизившись к границе. В последствии стало понятно, что ТОЛЬКО ТАК и надо поступать. В итоге особливо не умничая, я воспользовался вариантом из отчета и поставил себе целью доехать в первый день до маленького городишки с незнакомым названием Кропоткин. Расстояние от дома до точки №1 составило 1376 км. Навигатор "обрадовал" 17 часами дороги. По итогу он оказался близок к истине, хотя я конечно в душе надеялся его переиграть
)))
Выехали мы в 6ч. 20 мин. утра 29 апреля 2016 года с северной части города. Это была пятница. И……встряли на МКАДе в жесткую пробку потеряв в ней добрых два часа.
В Кропоткин мы приехали без чего-то 12 ночи. Единственную крупную остановку сделали в Ростове на Дону, где произошел обедо-ужин. На это ушло минут 40.
Гостиница в г. Кропоткин рядом с трассой. Вид внутри. Цена 2300 руб. за троих без завтрака.
На следущее утро (9.30 утра), не спеша продолжили движение к границе.
В хвост очереди на КПП "Верхний Ларс" встали примерно в 15.35.
Так выглядит очередь. Грузовики отдельно от легковушек. У них своя отдельная "тема".
КПП Верхний Ларс российская сторона.
Спустя 6 часов въехали на территорию Грузии.
Маты, несущиеся в адрес этого погранперехода я думаю описывать не стоит.
Всех российских урапатриотов нужно в эту очередь привозить на перевоспитание. 100% гарантия излечения от всех идеологических заблуждений. Возможно им даже удастся разгадать великую тайну — 4 российских таможенника и 5,5 часов ожидания, два грузинских таможенника и 30 минут ожидания. КАК?????!!!!!! Причем не имеет значения с какой стороны границы Вы приехали. Результат всегда будет один и тот же.
После пересечения границы нас ждало следующее испытание — ночная Военно-Грузинская дорога с ее серпантинами. И все бы ничего, но за считаные минуты температура упала с 14 градусов тепла до нуля!!! При этом пошел дождь, а затем и снег!!! Да не просто пошел, а повалил огромными хлопьями. Щетки обмерзли за какие-то 2-3 минуты. А резина на машине летняя, дождевая. Но гололеда не было. Ни одного срабатывания АВС. Даже намека.
Прошу прощения за качество фото. Откровенно говоря было не до этого. По краям дороги виден большой слой льда и снега.
В районе часа ночи мы благополучно достигли столицы Грузии и заселились в отель. По плану на Тбилиси было отведено 4 дня.
Отель Тбилиси 4 звезды. Вид снаружи.
Вид из окна
Номер внутри
"Столовая"
Стоимость 4300 руб. сутки на троих с завтраком.
Весь следующий день был полностью посвещен самостоятельному изучению города.
На 2 и 3 день пребывания мной был "зафрахтован" местный гид с автомобилем. Человек был найден на просторах интернета по хорошим отзывам. За два дня мы проехали на его замечательном автомобиле почти 1000 км. Утром он забирал нас из отеля, а вечером возвращал обратно. За его услуги я заплатил 200 долларов (13000 руб.). Все положительные отзывы о нем в сети полностью совпали с реалиями.
В середине 4-го дня мы покинули Тбилиси и направились в Батуми. Расстояние между городами составляет порядка 370 км. С учетом остановки на полноценный обед время в пути составило порядка 7 часов.
Батуми нам показался более богатым и чистым городом по сравнению с Тбилиси. В Батуми мы провели 2 дня. Первый день ушел на изучение города, а второй на объезд окрестностей.
Отель в Батуми 5 звезд.
Цена 10000 руб. сутки на троих. Завтра включен. Крытый бассейн, спа, бани, фитнес центр — бесплатно.
Пригород Батуми
Опыт пересечения границы заставил нас поменять планы на обратный путь. Обладая запасом в 2 дня, я принял решение продлить наше прибывание в Грузии на один день, точнее ночь. И из Батуми мы к позднему вечеру переместились в приграничный город Степанцминду (Казбеги), где и заночевали, наивно полагая, что с самого утра начнем штурм КПП "Верхний Ларс" в первых рядах.
Для внесения разнообразия дорога из Батуми до границы была чуть скорректирована мной и вместо прямого транзитного проезда через Тбилиси мы проехали чуть бочком через известный, но тем не менее совершенно неприметный город Кутаиси.
На обратном пути из Батуми до Степанцминды Военно-грузинская дорога снова нас озадачила. В этот раз мы были готовы к падению температуры, но совершенно не готовы к зверскому туману. На некоторых участках я полз на аварийке со скоростью 10 км/ч. Видимость была метров 6-7 и не более того.
Наступившее утро внесло свои коррективы. Солнечный день и окружающие виды заставили нас снова изменить программу прибывания.
В итоге было совершено восхождение или возъезжание к местной достопримечательности — Церкви святой Троицы, которая находится на высоте 2200 метров над уровнем моря.
Гора Казбек в центре фото.
Слева маленький пупырышек это церковь Гергетской Троицы. Именно туда удалось доехать прямо на Соренте, под восхищенный возгласы туристов.
А это уже вид сверху.
После был совершен перекус, покупка последних сувениров и старт к границе.
КПП со стороны Грузии
Обратное прохождение КПП "Верхний Ларс" оказалось чуть проще — 4,5 часа против 6. Длина очереди согласно данным навигатора составила 2,1 км. Речь конечно же идет только о российском кпп. Грузинская таможня была пройдена ровно за 30 минут. с длиной очереди с десяток машин.
К двум часам ночи мы благополучно прибыли в гостиницу в Ростове на Дону. Это и была последняя ночевка всего путешествия.
Из Ростова до Мск. мы добраслись за 12 часов без каких-либо приключений.
СОВЕТЫ и ПОЛЕЗНОСТИ:
1. Граница. Самая главная задача всей поездки — преодолеть грамотно границу. Именно это непредсказуемое "существо" Ваш главный враг, оно будет клевать Вам мозг, рушить Ваши планы и портить настроение. Именно ей надо уделить пристальное внимание при планировании поездки.
В разговорах с таможенниками выяснилось, что 6 часов это цветочки. В прошлом году в августе люди проводили в этой очереди 1-2 дня!!!!
Вот помощник —
http://www.vlars.ru На сайте можно черпать информацию о работе КПП "Верхний Ларс". Нужно начинать отслеживать ситуацию еще "до", а не после того как выехали.
Вторая проблема на границе, которая требует внимания. Стоя в очереди ВОДИТЕЛЮ НЕЛЬЗЯ — СПАТЬ, ЩЕЛКАТЬ КЛЮВОМ, ЧИТАТЬ ЖУРНАЛЫ НА ЗАДНЕМ СИДЕНИИ и ОТХОДИТЬ ОТ МАШИНЫ более чем на десяток метров.
ПАТАМУШТА расстояние до стоящей перед Вами машины НИКОГДА не должно превышать 2-2,5 метров!!!! Как только Вы расслабите булки и поленитесь завести машину и продвинуть ее на очередные 5 метров в ТУ ЖЕ СЕКУНДУ в образовавшуюся щель стремительно телепортируется автомобиль с номером 15 региона, причем даже под углом в 90 градусов. Пофег. Дело в том, что там постоянно присутствуют каг бэ "люди", которые не стоят в очереди, а едут по встречке типа "мне только спросить". Поэтому воизбежании перестрелки, великого махыча и начала третьей мировой вдоль всей очереди через каждые 150-200-300 метров, перегораживая встречное движение, стоит машина ДПС, либо ФСБ, либо просто солдатик с ружом. Умники упираются в этот кардон и начинаются терки, разговоры, уговоры и т.д. Если договориться не удалось вариантов у них не много. Плестись обратно в хвост очереди ловя на себе ликующие взоры — не вариант, гордость не позволяет. Вот они как сычи и ждут стоя на обочине встречной полосы, когда кто-то зазевается.
Нет, я не прощелкал, зато прощелкал чувак передо мной. Он резко стартанул пытаясь закрыть образовавшуюся брешь перед ним (То, что идет охота понимают и видят абсолютно все). Я был готов и тоже рванул за ним. Но "охотник" на Форде Транзит тут как тут. Идем ноздря в ноздрю. Передо мной влезть не удалось. Притормаживает пытаясь вклиниться позади меня. Сзади самарские на Кашкае чутка подотстали. Вижу это в зеркало и тоже торможу закрывая дырку теперь уже за мной. Обижается ессессно. Начинается пресс и бычка. Через открытые окна происходит обмен "любезностями". И тут поддавшись эмоциям я ошибся, сложив ему правое зеркало. Вполне вероятно, что я его даже сломал (хотя визуально оно было цело), ибо позже он долго сокрушался раглядывая его и жестикулируя. Но до этого был выход один на один с толканиями, хватаниями за руки и моими напоминаниями этому молодому жиртресу о его национальном происхождении. Закончилось в итоге это все ни чем. Разошлись. Зато сев в машину и оценив количество и национальный состав зевак вокруг я ухмыльнулся вспомнив кадр из фильма "Крепкий Орешек-3"
2. Время посещения/Погода. Погода по температуре мало чем отличалась от Московской. Колебалась пределах 12-22 градуса тепла. Дожди были, но не досаждали. В основном короткие и точечные. Зелень уже густая и сочная (В Мск еще только появился легкий зеленоватый оттенок в городе).
Не стоит ездить в Грузию в июле-августе. А — адова жара, Б — плюнуть некуда от туристов, В — очередь на границе, Г- цены. Дружеский совет от гида.
3. Бензин не столь уж и дорог, что б запасаться им в канистрах, как пишут в некоторых отчетах. На дату посещения ДТ на Лукойле стоило — 140 лари. При курсе 1:30 получалось порядка — 42 рублей. При этом на более скромных заправках цена была — 120 лари, что по сути ровнялось российским (Московским) ценам. Такая же цена (42 руб.) и на 93-й бензин., 95-й — 160 лари (48 руб.) и 98-й — 170. Таким образом полный бак (50л.) 95-го Вам обойдется дороже, чем в Мск. на 500 руб. Возить с собой в багажнике вонючую и опасную канистру имхо верх безумия и жлобства.
Что касается в целом заправок — все заправки были на Лукойле и тут и там. Именно на Луке вы будете встречать все машины с российскими номерами
)) Что не АЗС, то прям слет какой-то
По трассе в РФ с Лукойлом конечно же никаких проблем — достаточное количество. На территории Грузии меньше и тут поклонникам марки придется их отслеживать и запоминать. Хотя это излишество, поскольку в Грузии есть куда более приличные заправки, чем Лук и с той же самой ценой. Например — Висол. Гид подтвердил качество топлива.
Любопытно, что на грузинских АЗС выходить из машины не надо. Заправляет и расчитывает Вас заправщик. Причем и пластиковыми картами в том числе.
4. Не забудьте перевести время на 1 час вперед!!!
5. Валюта.
В обменниках принимают и продают российские рубли. Обменников много. Называются давно забытым в РФ словом — Exchange. Курс и выгодность не оценивал (На руках были доллары). Курс обмена долларов колеблется от пункта к пункту, но разница не велика (2.19-2.20 лари за 1$, что в переводе означает — cо 100$ — разница 1 лари или 30 руб.). На рубли РФ разница курсов побольше. Продать рубли можно по 0,29 — 0,33.
6. Еда. Обед на троих от 35 до 60 лари (шашлык, салат, хачапури, хлеб и вино). Последняя цена — ресторан в самом центре Тбилиси. Вокруг было много иностранцев.
Хорошо и быстро готовят в придорожных ресторанчиках и кафешках (деревянных домиках). Вопреки опыту в РФ, где в подобных забегаловках есть категорически запрещено. Качество заведения определяется количеством и качеством машин стоящих на парковке.
Вино — от 7 до 34 лари за бутылку 0,7 в магазинах. В кафе и ресторанах — дороже.
Кока-кола 0,5 — 2 лари в ресторане. Лимонады — 1,5 лари в ресторане за стеклянную бутылку 0,5. На улице и в магазинах не приценивались.
Кофе Якобс в бумажных стаканах на АЗС — 0,5-0,6 лари. Популярно у населения. Супруга одобрила.
Овощи/фрукты — огрурцы — 1 лари, помидоры — 1-2- 3(на ветке) лари, клубника — 4-5 лари. За 1 кг разумеется.
На уличных лотках или рынках часто бывает дороже, чем в магазинах за спиной. Забавно, но факт.
7. Дороги/ПДД/Обычаи/Полиция.
Россия.
Про М-4 (Дон) писано, переписано сто пицот раз. Скучно. Однообразно. Ремонтных участков не было. Пробки перед пунктами оплаты были — не более 10 минут. Покрытие — хорошее.
М-29 Кавказ — попроще, но все равно прилично для РФ. Засады с пентами присутствуют. Внимательнее со знаками/разметкой и проблем не будет.
АнтиРадар не брал.
Останавливали (туда) один раз на блокпосту при въезде в Северную Осетию Аланию. Без вариантов — торомозят всех. Осмотр багажника и регистрация в будочке с паспортами всех взрослых. Ходил один с документами, жена с ребенком остались в машине. Все вежливо и быстро. На дите доков не спрашивали.
Оборатно в Ростове на Дону ночью два раза за 20 минут — просто проверка документов. Быстро и без вопросов.
Грузия.
ВАЖНО!!!!
СКОТ НА ДОРОГЕ!!!! ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНО НА ЗАГОРОДНЫХ ТРАССАХ!!! Коровы как Святые печенки — ходят где хотят и как хотят. Выезжаешь из-за поворота, а там толпа стоит. И не куда не торопится. Сбить корову очень дорого (расплатиться с ее хозяином).
Асфальт везде приличный. Дороги в основной массе двухполосные. Автобанов мало, но их строят. Платок — нет. Разметка — хорошая.
Дорожные указатели все на грузинском и английском языках.
Камеры скорости есть — предупреждения о них висят. Штраф + 16 км/ч от знака.
Грузины плохо соблюдают ПДД — не пропускают пешеходов на зебре (даже полиция), ездят по встречке, мигают фарами, много сигналят и режут (без причин) при обгонах. Сначала бесит, потом привыкаешь.
Что бы ехать "с потоком" , Вам нужно постоянно "опаздывать в аэропорт", не имеет значение какое сейчас время суток и загружены ли дороги.
Автопарк очень старый, более 70% праворульки. НЕРЕАЛЬНОЕ количество глазастых МерсЕдесов (Местные произносят с ударением в середине).
ОСАГО — нет.
Полиция не прячется, а наоборот почти всегда с включенными мигалками. Взятки не берут (со слов гида) и лучше не предлагать — тюрьма.
За 6 дней видели 2 легких ДТП.
Мотоциклы только с номерами РФ. Местные не покупают — дорого и с машиной в одной цене.
На такси не ездили. Цен не узнавали.
Проезд в метро — 0,5 лари или 15 руб.
8. Навигация
Россия — штатный и не обновленный 2 года как Навител + Яндекс Навигатор на телефоне. Яндексом поглядывали пробки и искали полезную инфу — АЗС, Макдак и пр. Навител потерялся один раз на новой развязке в районе Пятигорска.
Грузия — Навител карты не имел (не загружал), посему был выключен. Яндекс инвалид, кое-как работает, что-то показывает, мало чего знает, плохо соображает — выключен. Марs.me
скачан на телефон в отеле. Работает без инета. Проблема устранена.
9. Жуть
Курят много, везде и всюду. Дикость. В ресторанах было неприятно с ребенком.
10. Население
Средняя зп — 250$
Большие миграционные процессы в Европу (Германию).
Доброжелательно и открыто предельно.
Воспитано. Не навязчиво. Любопытно.
Русский язык — не проблема, за исключением 20-летних и моложе.
ИТОГ.
Поездка в Грузию поразила. Даже имея более двух десятков стран за спиной.
Соотношение доступности, цены и ВАУэффекта максимально возможное.
Конечно горы. Фотоаппарат не остывал, рот не закрывался, челюсть отвисала.
Без машины и не на машине делать там нечего.
Проезд через кавказские регионы не столь страшен. Скорее стереотип. Хотя названия населенных пунктов и указатели откровенно говоря напрягают — Беслан, Пятигорск, Армавир, Владикавказ, Грозный, Кисловодск, Минеральные Воды, Нальчик, Махачкала и пр.
Контакты гида:
Лаша +995 599 64 59 53 (Viber)
Instagram — weekendingeorgia
http://www.weekendingeorgia.com