День двадцать второй. Вена-Брест . 1017 км. Подъём в 3:30 утра, чай на дорожку и вперёд. Обратный маршрут я проложил через Словакию, чтобы максимально сократить польский отрезок пути. От Вены до границы со Словакией всего 60 км, а Братислава находится ещё в 10 км от границы. На границе австрийские полицейские останавливали и проверяли все словацкие машины – нас пропустили свободно без проверки. В местных новостях намедни рассказывали что-то про словацких угонщиков плюс в Вене ночами подрабатывают путаны из Словакии. Поэтому и такое пристальное внимание полицейских.
Словакия разительно отличается от Чехии. Она больше аграрная страна с меньшей плотностью населения. Вдоль дороги поля, леса и редкие населённые пункты на значительном удалении от дороги.
Замки в Словакии встречаются редко и вообще здесь мало достопримечательностей , но зато почти всю Словакию с запада на восток пересекает современная автомагистраль, которую словаки достраивают ударными темпами.
Поэтому целесообразно рассматривать Словакию в качестве удобного транспортного коридора в центральную Европу, Словению ,Италию и Швейцарию. Если бы ещё поляки или украинцы внесли свой вклад в дорожное строительство, добираться до центра западной Европы стало бы гораздо быстрее и веселее. Но увы. Проехали город Жилина (Zilina), в котором с конца 2006 года начал работать первый европейский сборочный завод KIA в Европе мощностью 300 тыс. машин в год.
Хорошая солнечная погода позволила рассмотреть во всей красе горный хребет Высокие Татры. Это наивысшая часть Татр и всех Карпат. Вершина самой высокой горы Герлаховский Штит находится на отметке 2655 м.
По возвращению домой было много новостей про сильные дожди и наводнение в Словакии и Польше . Хотя мы пересекли всю Словакию и проехали 500 км Польши, ничего подобного не увидели. Но реки были очень полноводными и наполнены буквально до краёв.
В городе Прешов сделали часовую остановку, чтобы размяться и посетить гипермаркет TESCO для пополнения и так уже немыслимых запасов алкоголя и продуктов питания. За Прешовым магистраль закончилась и оставшиеся 50 км до польской границы мы ехали по обычной двух полосной дороге, которая змейкой вилась мимо деревень и поросших лесом холмов. Но в одном месте я всё таки притормозил. Это был поворот к мемориалу «долина смерти», который отмечен заметным памятником. Долиной смерти называют долину в "треугольнике" границ Польши, Словакии и Украины. Кровопролитные бои с участием большого количества танков шли здесь из-за недоступной местности почти 3 месяца . Эта войсковая операция проводилась для поддержки Словацкого народного восстания .
В саму долину мы не поехали, но зато сфотографировались возле памятника и почтили память наших погибших танкистов. Интересно, что вместе с нами данный памятник подробно осматривал и фотографировал немец.
Словакия закончилась и началась долгая и нудная польская дорога с её постоянными ограничениями. Сил соблюдать их все не было и я постоянно садился на хвост местным спонсорам, которые шли 100-120 вместо разрешённых 80. За городом Жешув было найдена классная корчма , но почему то с венгерской кухней. Хотели покушать на свежем воздухе, но начался ливень и загнал нас внутрь заведения. Очень интересное оформление , много антикварных вещей и очень заводные польские песни типа шансон сильно украсили наш обед.
За 1500 рублей мы отлично перекусили и тронулись в дальнейший путь. До белорусской границы оставалось 340 км и как я не торопился, засветло туда попасть всё равно не удалось. Перед границей была приличная очередь, но поляки пропускали довольно быстро без всякого таможенного досмотра. Что интересно , пограничный контроль мы проходили у той же интересной польской пани, которая двадцать дней назад открыла нам путь на просторы единой Европы. Ещё запомнился один немецкий старпер, который объехал всю очередь и требовал у польского погранца пропустить его вне очереди на правах гражданина ЕС. Был послан. Долго возмущался и записал номер польского офицера. Поехал куда-то жаловаться в двенадцатом часу ночи.
После прохождения поляков мы сразу упёрлись на мосту через Буг в длинный хвост из машин с белорусскими номерами. Был субботний вечер и многие белорусы возвращались из Польши с покупками. Постояв на мосту минут двадцать без движения, стали искать выход из сложившейся ситуации. Польский пограничник, увидев у нас малыша, посоветовал сходить к его белорусскому коллеге и попросить проехать без очереди. Сходили . Действительно, российские и европейские машины , белорусы пропускали вне очереди. Встали в зелёный коридор и тоже без всякой проверки провезли всё наше алко-продуктовое добро.
В Брест мы въехали в первом часу ночи и сразу отправились в гостиницу «Вестта». Приличная по белорусским меркам гостиница за смешные по наши меркам деньги. Увидев спящего Игорька, персонал оперативно принёс в наш номер детскую кроватку со всем необходимым. Всё таки какие приятные и заботливые люди. Сполоснувшись в душе и приняв свои дорожные 100 грамм шнапса без лишних слов завалился спать.
День двадцать третий. Брест-Троицк . 1030 км. Последний день пути. Хотя всем нам очень хотелось встать пораньше и ехать, ехать до самого дома , мы не смогли осуществить задуманное. Сил осталось немного и хотя бы шесть часов сна и нормальный завтрак были просто необходимы. Поэтому выехали мы только часов в 9 утра. Проехав Брестскую крепость и сам Брест , вышли на московскую трассу и вперёд. Дорога знакомая, сюрпризов не будет.
Не получилось. Судя по смытым участкам полей, на Белоруссию обрушились сильные ливни, возможно с градом. Чёрные тучи появлялись то справа, то слева, но до поры до времени нам повезло не попасть под них. И тут наступил апокалипсис. Туча возникла прямо у нас на пути и пошёл такой сильный ливень с крупным градом, что я сразу нажал на тормоза и повернул к обочине. С ходу этот манёвр не получился, так как дорога была усыпана слоем града и машина заскользила, не желая останавливаться. Остановившись , мы огляделись. Все машины останавливались, включая аварийки. Некоторые пытались влезть под находящийся рядом мост, спасаясь от града. Постояв минуту, решил не дожидаться окончания этого кошмара и рванул вперёд. Километров через пять я вырвался из-под тучи и реально начал её обгонять.
Она тоже шла нашим курсом и стоило нам остановиться хотя бы на пять минут, туча снова возникала за нашей спиной. Часа через два мне надоело бегать от неё , и недалеко от российской границы я остановился возле придорожного кафе, чтобы восполнить запасы калорий. Дождь не замедлил себя ждать, но на этот раз без града. Цены на еду в Белоруссии поразили нас в очередной раз. На 1000 рублей мы наелись по полной программе, взяли в дорогу воды, шоколада и печенья и ещё осталось 80 рублей. Возникло желание приехать в Белоруссию и отпраздновать свой День Рождения. Всё дешевле, чем в Москве.
Границу проскочили без остановки и встали на прикол только в Московской области перед Голицыно. Воскресный вечер. Как хочется быстрее вернуться домой и как неприятно от происходящего на наших дорогах. Опять пробки, опять хамство, подрезания, обгоны по обочинам. Два часа мучений и мы наконец смогли проехать оставшиеся тридцать километров. Ещё минут тридцать мы выгружали из машины вещи. Когда всё удалось перенести домой, мы насчитали около пятидесяти бутылок ёмкостью от 0,3 до 1л с разнообразным алкогольным содержимым. Ведь столько стран проехали и из каждой хочется привезти что-нибудь на память.
Наконец мы дома. Дома хорошо, дома душ и можно наконец принять полноценные 200 грамм за очередную ОСУЩЕСТВИВШУЮСЯ МЕЧТУ !!!
Послесловие.
Бюджет поездки на нашу семью составил 145000 рублей.
Из них 14000 – визы и страховки, 52000 – отели, 30000 – автомобиль, 20000 – рестораны, 19000 – супермаркеты, 10000- музеи , термальные комплексы и прочие развлечения.
Дополнительно мы потратили 30000 рублей на шопинг и сувениры, но это надо записывать скорее в плюс, чем в минус, так как на шопинге мы сильно сэкономили.
Много это или мало, решать вам. Я считаю, что всё увиденное этого стоит. Если посчитать более приземлёно, то в день мы тратили 6300 рублей. Неделя пляжного отдыха обойдётся не намного дешевле, а впечатлений принесёт в разы меньше. Считайте это агитацией за автомобильные путешествия.
И немного о допущенных ошибках.
1.Планируя такое длительное путешествие, надо правильно распределять свои силы. Недели через две скачки лучше остановиться на неделю где-нибудь в интересном месте, а потом с новыми силами двигать домой. Иначе путь домой может оказаться очень трудным.
2. Постарайтесь не планировать на обратный путь посещение крупных городов , останавливайтесь лучше в небольших городках. Всем уже хочется домой, а тут ещё куча интересного. Впечатления будут смазанные.
3. Никогда не возвращайтесь в Москву в воскресенье вечером. Очень трудно после такой длительной дороги ещё в пробках московских торчать.
Хочется поблагодарить всех, кто нашёл силы прочитать столько текста. Коля RIO-вод, тебе особая благодарность за медаль. Я её торжественно вручил Маритте, так как она главный фотограф экспедиции.
P.S Три года назад я с Мариттой съездили в своё первое автопутешествие в Грецию, посетив по дороге Румынию, Болгарию и Македонию. То первое путешествие было на один день и 2000 км длиннее нынешнего. Я в своё время выкладывал отчёт, но без фоток . Сейчас тот отчёт подвергся редакции и стал более читабельным. Фоток там немного, в основном текст. У кого есть время и желание, могут ознакомиться:
http://www.kia-club.ru/forum/viewtopic.php?f=102&t=15487