Этот рассказ - о пока что самом необычном в моей жизни авиаперелете.
Практически все основные маршруты по Непальским Гималаям начинаются от селения Лукла (высота 2840 м). Добраться из Катманду туда можно либо по земле (сначала автобус, потом пешком - получается несколько дней), либо на самолете - за 40 минут.
Поэтому утром 3 мая к 6.00 мы были в аэропорту Катманду. 6.00 - потому что аэропорт открывается именно в это время. Хотя и ночные рейсы тоже есть - черт их разберет. В общем, протопали в зону местных авиалиний. Досмотр только при входе ваэропорт. Незатейливая процедура регистрации, сдача багажа.
Еще одно священнодействие - оплата аэропортовского сбора. Так уж заведено - есть билет, но в аэропорт надо еще оплатить отдельно. При полете внутренними линиями - 2,5$, международными - 25$.
И, перешагнув через весы, оказываемся в зале вылета. С посадочными талончиками авиакомпнаии "Йети Эйрлайнз" (!!!) в руках.
Объявлений по радио не предусмотрено - открывается дверь наружу, и служащий выкрикивает название компании и номер рейса. Наш был "J".
Дождались нужного выкрика, и вышли наружу. Там нас ожидал комфортабельный автобус авиакомпании:
к которому обычно сзади прицепляют еще и тележку с багажом.
В несколько минут мы доехали до нашего красаца авиалайнера:
который внутри оказался поразительно похож на обыкновенную Газель:
Стюардесса красавица-непалийка быстренько раздала фирменные конфетки и вату в уши
Взревели моторы, рулежка, короткий разбег - и мы стали набирать высоту.
Вместе с нами летела бригада журналистов из Филлипин. С их слов, они собирались снимать фильм о горах. При взлете каждый из них уцепился за что (или кого) успел - и не отпускал до выхода из самолета (Потом мы дважды еще встречали этих ребят, выглядели они, по правде сказать, неважно. Только демонстрацией отснятых видов удалось зажечь огонек в глазах оператора и режиссера).
Погода была отличная, не болтало, отличная видимость (если бы еще в штате "Йети Эйрлайнз" была должность мойщика иллюминаторов...). Стали приближаться к горам:
Не меняя высоты, самолет стал маневрировать, летя по довольно узкой лощине. Слева лесистый склон горы был особенно близко. Держась от склона на постоянном расстоянии, самолет делает небольшой доворот вправо, потом влево (Кабина пилотов не закрывается, все отлично видно через лобовое стекло) - и ВДРУГ!!!
после последнего доворота прямо перед носом самолета оказывается посадочная полоса (при этом мы вообще не снижались!)! Жутко короткая! Начинается от края пропасти - и упирается в склон горы!
Быстрее, чем успеваешь что-нибудь подумать - короткий взвизг колес при касании полосы, быстрое торможение (полоса сильно наклонена вверх - при взлете, соответственно, получается вниз) - и самолет уже подрудивает к небольшому зданию аэропорта. Я не успел сосчитать до пяти.
Вот она, эта полоса - от бездны в стенку. Понятия "второй круг" здесь нет в принципе:
Хотя знающие люди рассказывают, что еще 4-5 лет назад не было и этого, была только гравийная дорожка. Но и так неплохо получается!
Эмоции после такой посадки... не поддаются описанию. Света довольна. Филлипинцы - не очень.
А через почти две недели нам предстоял обратный рейс. Это посадка прошла на ура - хоть и наслышаны были про этот аттракцион, но все свершилось очень быстро и неожиданно.
А вот перед вылетом обратно мы достаточно налюбовались на эту полосу. Особенно завораживал ее конец перед пропастью...
Но ехать надо. С утра - отличная погода (мы правильно себя вели в горах), полеты идут четко по графику. Кстати, опять аналогия с Газелями - пока есть погода, самолеты скидывают из Луклы с максимальной скоростью. Пилот чаще всего даже не выходит из кабины - подрулил, заглушил моторы, тут же открывают дверь - вышли (точнее, вылезли) пассажиры, подкатили две тележки - вытаскивают багаж, новые пассажиры уже стоят поодаль от самолета, подкатывают их багаж - в среднем все занимает минут 7-8 до того момента, когда самолет газует перед прыжком (взлетом это назвать язык не поворачивается).
Вот и наш самолетик подрулил. Тут как тут багаж (наши рюкзаки - черные, сверху):
Уходит предыдущий рейс:
Через пару минут нам предстоит то же самое:
Быстренько рассаживаемся, заводятся моторы, выруливаем на полосу. Очаровательный второй пилот ободряюще улыбается
Затем хрупкой рукой дает полный газ
опять раз-два-три - толчок - и прыжок удался!!!
Обратный перелет также абсолютно спокойный, без болтанки, с легкими облачками (мы правильно вели себя в горах). И чуть больше чем через полчаса заходим на посадку в городе-герое Катманду:
Йети Эйрлайнз - лучшие! Летайте самолетами Йети Эйрлайнз!!!